Матюшкин Алексей Михайлович
Соч.:Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972; Актуальные проблемы психологии в высшей школе. М., 1977; Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения. М., 1978; Развитие творческой активности школьников (в соавт.). М., 1991; Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М., 1993.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014
Биография. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957 г. закончил аспирантуру, в 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем - с 1963 г. по 1974 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974 г. по 1980 г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980 г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981 г. главный редактор журнала "Вопросы психологии".
Исследования. Специалист в области мышления и проблемного обучения. Рассматривал проблемность как фактор психического развития человека, обеспечивающий порождение познавательной мотивации, творческой исследовательской активности, развитие способностей личности. Разработал принципы психологической классификации проблемных ситуаций в процессе обучения. Разработал ряд "диалогических" лабораторных методик исследования мышления. Приступил к решению проблемы одаренности детей.
Сочинения. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972;
Актуальные проблемы психологии в высшей школе. 1977;
Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. 1984;
Ускорение социально-экономического развития социалистического общества и тенденции развития психологии. 1986
(1927—2004) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С.Л. Рубинштейна. Д-р психологических наук (1974), профессор (1982). Чл.-кор. АПН СССР (1985), д. чл. АПН СССР (1990-1993), д. чл. РАО (с 1993). Председатель Общества психологов СССР (1983-1987). Гл. ред. журнала Вопросы психологии (1981 — 1992). Награжден медалью К.Д. Ушин-ского (1997). Участник ВОВ (1944-1945). Награжден медалью За победу над Германией . Завершив службу в армии, поступил на отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоно-сова(1948-1953). В 1955-1957 учился в аспирантуре отделения психологии фак-та философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957— 1961), затем — научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961—1963). В 1960 защитил канд. дис. по педагогике, в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. С 1963 по 1974 г. работает вНИИОиППАПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемное ™ в обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития человека. В результате была создана концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу докт. дис: Проблемные ситуации в мышлении и обучении (1974). В 1974-1980 г. М. работает в НИИ проблем высшей школы Мин. прос. СССР, где возглавил сектор психологии. Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе (Актуальные проблемы психологии в высшей школе, 1977; Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения, М., 1978). В 1980 г. возглавляет лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с 1983 по 1990 г. — директор института), где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия потенциальных возможностей человека (Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности, М., 1984). В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы М. было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987—1989 гг. была разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов — Творческая одаренность , утвержденная коллегией Гособразования СССР (1989). Оставив директорский пост (1990), М. возглавил созданный им Центр по творческой одаренности детей при НИИ ОиПП. В 1992 г. г Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей (Развитие творческой активности школьников , М., 1991; Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики, М., 1993. М. автор большого количества научных работ, последняя из которых — Мышление. Обучение. Творчество, М., 2001. Л.А. Карпенко
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005