Матюшкин Алексей Михайлович

Предыдущий термин:
МАТЬ СВЕРХОПЕКАЮЩАЯ

Следующий термин:
Маурер Орвал Хобарт

Содержание:

Найдено 2 определения термина Матюшкин Алексей Михайлович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Матюшкин Алексей Михайлович

(род. 1917) - отечественный психолог.

Биография. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957 г. закончил аспирантуру, в 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем - с 1963 г. по 1974 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974 г. по 1980 г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980 г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981 г. главный редактор журнала "Вопросы психологии".

Исследования. Специалист в области мышления и проблемного обучения. Рассматривал проблемность как фактор психического развития человека, обеспечивающий порождение познавательной мотивации, творческой исследовательской активности, развитие способностей личности. Разработал принципы психологической классификации проблемных ситуаций в процессе обучения. Разработал ряд "диалогических" лабораторных методик исследования мышления. Приступил к решению проблемы одаренности детей.

Сочинения. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972;

Актуальные проблемы психологии в высшей школе. 1977;

Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. 1984;

Ускорение социально-экономического развития социалистического общества и тенденции развития психологии. 1986

Оцените определение:

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

МАТЮШКИН Алексей Михайлович

(1927—2004) — российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С.Л. Рубинштейна. Д-р психологических наук (1974), профессор (1982). Чл.-кор. АПН СССР (1985), д. чл. АПН СССР (1990-1993), д. чл. РАО (с 1993). Председатель Общества психологов СССР (1983-1987). Гл. ред. журнала Вопросы психологии (1981 — 1992). Награжден медалью К.Д. Ушин-ского (1997). Участник ВОВ (1944-1945). Награжден медалью За победу над Германией . Завершив службу в армии, поступил на отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоно-сова(1948-1953). В 1955-1957 учился в аспирантуре отделения психологии фак-та философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957— 1961), затем — научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961—1963). В 1960 защитил канд. дис. по педагогике, в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. С 1963 по 1974 г. работает вНИИОиППАПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемное ™ в обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития человека. В результате была создана концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу докт. дис: Проблемные ситуации в мышлении и обучении (1974). В 1974-1980 г. М. работает в НИИ проблем высшей школы Мин. прос. СССР, где возглавил сектор психологии. Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе (Актуальные проблемы психологии в высшей школе, 1977; Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения, М., 1978). В 1980 г. возглавляет лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с 1983 по 1990 г. — директор института), где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия потенциальных возможностей человека (Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности, М., 1984). В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы М. было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987—1989 гг. была разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов — Творческая одаренность , утвержденная коллегией Гособразования СССР (1989). Оставив директорский пост (1990), М. возглавил созданный им Центр по творческой одаренности детей при НИИ ОиПП. В 1992 г. г Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей (Развитие творческой активности школьников , М., 1991; Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики, М., 1993. М. автор большого количества научных работ, последняя из которых — Мышление. Обучение. Творчество, М., 2001. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Михаил Алексеевич Михайлов (1918-1991)

Мельниченко Е.И., Блищенко Н.С.
Читать PDF

Михаил Алексеевич Михайлов (1918-1991)

Мельниченко Е.И., Блищенко Н.С.
Читать PDF

К 50-летию со дня рождения уварова Евгения Алексеевича

Devoted to the 50 anniversary of the Doctor of Psychology, Professor, Member of Professional Psychotherapeutic League, Pro-rector on Study of Tambov State University named after G.R.
Читать PDF

Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А.
"О статье, написанной сынок и внуком российского психолога А.Н.
Читать PDF

Алексею Александровичу бодалёву 90 лет!

Леонов Н.И.
Читать PDF

Памяти Алексея Александровича Бодалёва

Леонов Николай Ильич
Читать PDF

Памяти Алексея Александровича бодалева

Читать PDF

Представления о решении творческой проблемы в научной школе А. М. Матюшкина

Матюшкина Анна Алексеевна
В статье освещаются три линии теоретико-экспериментальных иссле- дований А.М. Матюшкина и его научной школы.
Читать PDF

Карл Юнг: израненный лекарь души (перевод с английского Алексея Лисогора)

Данн К.
Читать PDF

Карл Юнг: израненный лекарь души* (перевод с английского Алексея Лисогора)

Данн Клэр
Читать PDF

Карл Юнг: израненный лекарь души (перевод с английского Алексея Лисогора)

Данн Клэр
Читать PDF

Алексей Александрович бодалёв: жизненный путь, творчество и научная школа

Васюра Светлана Александровна, Сидоров Константин Рудольфович
Статья посвящена жизненному пути и творческой деятельности Алексея Александровича Бодалёва талантливого ученого, выдающегося организатора науки, лидера научной психологической школы.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!