Материнская депривация это что такое Материнская депривация: определение — Психология.НЭС
МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА Материнская любовь

Материнская депривация

Найдено 3 определения термина Материнская депривация

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Материнская депривация

maternal deprivation) Депривация означает неполучение чего-либо, что необходимо или должно быть доступно. М. д. испытывает ребенок, к-рому недостает матери, напр., воспитывающийся в приюте или госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать к-рого не обладает необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с ним. М. д. может тж быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, недостаточного питания или недостаточного чувства безопасности. Часто при наличии одного вида депривации имеют место и др. ее виды. М. д. может вести к обеднению опыта, получаемого из внешней среды, - разновидности культурной или сенсорной депривации. Необходимо учитывать возраст, в к-ром ребенок подвергается депривации, а тж ее продолжительность. Раннее помещение ребенка в воспитательное учреждение может привести к поведению, к-рое варьирует от апатичности, потери аппетита и задержки нормального развития до полного истощения, заканчивающегося иногда смертью (маразмом). Помещать детей в такие учреждения после достижения ими 6-месячного возраста даже хуже, чем в более раннем возрасте, вследствие уже сформировавшихся связей между матерью и ребенком. Даже непродолжительная разлука ребенка с матерью, как в случае госпитализации, может вызывать нарушения развития. Эти нарушения опять-таки больше после 6-месячного возраста. М. д., по-видимому, всегда является первичным фактором. Причины недостаточной материнской ласки и заботы могут крыться как в особенностях ребенка, напр., испытывающего трудности в реагировании на действия матери, так и в характеристиках матери, когда она слишком молода, не имеет родительского опыта или просто не хочет иметь ребенка. Любой из этих факторов может приводить к разного рода дефицитам - в кормлении, ласке и реагировании на потребности ребенка. Плохое обращение с детьми берет начало в недостаточной готовности к материнству и может принимать форму пренебрежения или физ. или психол. агрессивного воздействия. Стимуляция совершенно необходима для нормального развития индивидуума. Сенсорная депривация может вызывать задержку двигательного и умственного развития. Одно из решений проблемы депривации, обнаруживаемое во мн. культурах, - разделить уход за ребенком между неск. людьми. Эффективность множественного или параллельного ухода за ребенком зависит от специфических паттернов взаимодействия между ребенком и материнскими фигурами, а тж от типа существующего соц. строя. Не следует недооценивать роль отца в семейной констелляции. При множественном уходе за ребенком отец может быть главным фактором. В Швеции попытались дать отцам возможность на равных с матерью участвовать в воспитании детей, предоставляя им отпуск по уходу, чтобы у них было достаточно времени для взаимодействия с малышом сразу после его рождения. Ни один из существующих подходов к воспитанию детей не гарантирует здоровья и благополучия во взрослости. Полученные в совр. исследованиях данные о том, что даже самые вредные воздействия сглаживаются по мере взросления ребенка, указывают лишь на отсутствие в подобных случаях психол. расстройства, однако из этого вовсе не следует, что человек, подвергавшийся в детстве таким воздействиям, функционирует на оптимальном уровне. См. также Стиль жизни, Отношения "родитель-ребенок" Ф. Д. Бреслин
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Депривация материнская

сепарация с матерью, утрата контактов с матерью. Рассматривается как существенный патогенный фактор ранних психических расстройств (вредные привычки, извращение пищевого влечения, депрессии, реактивное расстройство привязанности) и представляет серьезную угрозу для нормального психического и личностного развития особенно в первые 2-3 года жизни, в период формирования первичных привязанностей и интересов. Высказывается точка зрения, согласно которой материнская депривация играет существенно важную роль в развитии шизофрении. См. Депрессия анаклитическая.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Материнская депривация

maternal deprivation) – дефицит материнской заботы о ребенке. Например, связанная с помещением ребенка в детское учреждение. Считается, что помещать детей в такие учреждения после достижения ими 6-месячного возраста даже жуже, чем в более раннем возрасте, вследствие уже сформировавшихся связей между метерью и младенцем. Даже непродолжительная разлука с матерью, как и в случае госпитализации, может вызывать нарушение развития ребенка. Эти нарушения опять-таки более выражены у ребенка старше 6 месяцев. Причинами материнской депривации могут быть как соответствующие характеристики матери (неготовность к материнской роли, агрессия к ребенку и т.д), так и особенности самого ребенка, если он испытывает трудности в реагировании на действия матери. Стимуляция, указывает Ф.Д.Бреслин (2005), совершенно необходима для нормального развития ребенка. Одно из решений проблемы депривации, которое предпочитается во многих культурах, - это разделить уход за ребенком между несколькими людьми. В семейной констелляции не следует недооценивать роль отца, нередко именно отец может быть тут главной фигурой. Исследования последнего времени показывают, что даже самые вредные воздействия на ребенка в последующем могут значительно сглаживаться по мере взросления ребенка.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Материнская депривация — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Речевые затруднения детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации различн

Александрова Лада Юрьевна
Статья посвящена речевым затруднениям детей, воспитывающихся в ситуации полной или частичной материнской депривации. Анализируются различные параметры речи трех категорий детей: воспитанников дома ребенка, приемных семей и детей ясельного возраста из семей, посещающих круглосуточную группу ДОУ. Приводятся данные сравнительного анализа речевой продукции депривированных детей и детей, живущих в условиях достаточной эмоциональной заботы.
Скачать PDF

Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей

Шабалина Светлана Анатольевна
В статье рассматриваются такие виды депривации, как материнская, социальная, эмоциональная, сенсорная. Представлены результаты исследований отечественных и зарубежных ученых о влиянии материнской депривации на жизнедеятельность детей.
Скачать PDF

Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации

Забабурина О.С., Помогаева В.И.
В статье рассматривается проблема психического развития детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации (воспитанников дома ребенка). Указываются последствия психической депривации для личностного и интеллектуального развития детей в раннем онтогенезе. Приводятся результаты эмпирического изучения сформированности основных компонентов психического развития у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка.
Скачать PDF

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации

Грязнова В.Ю.
Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.
Скачать PDF

Формирование субъектности в контексте проблемы сопровождения подростков с родительской депривацией

Фирсова Ольга Валерьевна
Статья посвящена проблеме подготовки воспитанников сиротских учреждений к самостоятельной жизни и их постинтернатного социально психологического сопровождения. В качестве ведущего фактора, способствующего успешному жизнеобустройству, рассматривается формирование субъектности.Article is devoted to a problem of preparation of pupils of orphaned establishments by an independent life and them post-internat socialization psychological support. As the leading factor promoting successful live craft, self-formation by active subject.
Скачать PDF

Повторный опыт агрессии и последствия депривации у самцов мышей

Смагин Дмитрий Александрович, Бондарь Наталья Петровна, Кудрявцева Наталия Николаевна
ОБОСНОВАНИЕ. Было показано, что повторный опыт агрессии в ежедневных агонистических взаимодействиях приводит к развитию патологии поведения у самцов мышей, которая сопровождается повышенной агрессивностью, выраженной тревогой, появлением в поведении стереотипий, нарушением социального распознавания и др. Целью работы было исследование поведения самцов мышей линии C57BL/6J с длительным опытом агрессии (20 дней) с акцентом на изучение последствий депривационного периода (14 дней), в течение которого они были лишены возможности участвовать в агонистических взаимодействиях. МЕТОДЫ. В работе была использована модель сенсорного контакта, позволяющая формировать агрессивный тип поведения у самцов мышей под влиянием повторного опыта агрессии. Для исследования состояния самцов до и после периода депривации были использованы тесты («крестообразный приподнятый лабиринт», «открытое поле», «перегородка», «агонистические взаимодействия»), позволяющие оценить уровень тревожности, исследовательскую и двигательную активность, уровень агрессивности и др. РЕЗУЛЬТАТЫ. Было показано, что у 67 % самцов уровень демонстрируемой агрессии стал существенно выше после периода депривации, однако у 33 % самцов произошло снижение ее проявления. Эти две группы животных исходно отличались друг от друга по уровню агрессии, измеренному до периода депривации. Достоверно более агрессивными были те животные, у которых впоследствии произошло снижение демонстрации агрессии. Группы самцов не отличались по большинству психоэмоциональных характеристик, оцениваемых в поведенческих тестах: «приподнятый крестообразный лабиринт», «открытое поле» и «перегородка». ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Повторный опыт агрессии и социальных побед оказывает влияние на дальнейшее поведение самцов мышей, приводя к усилению агрессии у большинства самцов после депривации. Обсуждается вовлечение опиоидэргических систем мозга в постдепривационные процессы. Получена: 29 сентября 2010 г.; Принята: 02 ноября 2010 г. Электронная публикация: 06 ноября 2010 г. Цитирование этой статьи: Психофармакол биол наркол. 2010; 10(1-2):2636-2648
Скачать PDF

Психологический механизм компенсаторного воздействия личностно зрелого педагога на депривационные на

Маркова Светлана Витальевна
В статье рассматривается иерархия индивидуальных качеств личностно зрелого педагога детского дома, этапы психологического механизма компенсаторного воздействия личностно сформировавшегося педагога на депривационные нарушения детей детского дома.
Скачать PDF

Понимание обмана детьми в условиях семейной депривации

Хачатурова Антонина Вячеславовна
Рассматривается понимание обмана как ключевого феномена модели психического, у 9-летних детей, воспитывающихся в условиях семейной депривации (детских домах). Понимание обмана в разных областях (знаний, эмоций и намерений), а также виды обмана (высказанный, по умолчанию, альтруистический, эгоистический, намеренный и ненамеренный) сравнивали с аналогичным пониманием обмана у детей того же возраста, растущих в семье. Было обнаружено, что дети, растущие в условиях семейной депривации, демонстрируют более слабое понимание обмана по сравнению с детьми того же возраста из семей. Дети из детских домов хуже распознают обман и меньше обманывают, что является показателем недостаточного развития модели психического.
Скачать PDF

Школьный графический вандализм как реакция на депривацию субъектных потребностей учащихся

Гурова Ольга Валерьевна, Кружкова Ольга Владимировна
В статье рассматривается феноменология и причинная обусловленность вандального поведения учащихся общеобразовательных школ. Доказывается, что нарушение базовой субъектной потребности в активности в целом и в частности субъектных потребностей в самореализации, в признании и в свободе у учащихся может приводить к социально неадекватной их реализации в виде школьного графического вандализма.
Скачать PDF

Влияние профессиональной депривации на мотивацию студентов

Маслов Е.Б.
В статье обсуждаются проблемы, которые неоднозначно проявляются в учебной и профессиональной мотивации студентов. Одна из них профессиональная депривация студента: ограничение, лишение или невозможность будущего выпускника работать по приобретенной или желаемой им специальности. Рассматриваются особенности такой депривации и ее влияние на мотивацию студентов. The article is focused on the problems that have a controversial nature in study and professional motivation of students. One of them is student's professional deprivation: limitation, deprivation or impossibility of a future graduate to work in the chosen sphere of professional activity. Special features of this deprivation and its influence on student motivation are described in the article.
Скачать PDF

Социальная адаптация и агрессивность подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации

Зубкова Татьяна Николаевна, Бисалиев Рафаэль Валерьевич
Осуществлен сравнительный анализ уровней социально-психологической адаптации и форм агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях депривации. Результаты могут способствовать выявлению индивидуально-типических вариантов проявления агрессивности, разработке методов коррекции и определению направлений социально-психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Скачать PDF

Влияние родительской депривации на структуру мотивационной сферы у детей с НРП

Новиков В.В., Петров С.С.
Одной из областей исследований в сфере поведенческих расстройств в детском возрасте является изучение структуры формирующейся личности ребенка. Анализ литературы показывает, что, несмотря на множество работ, нередко выполненных на большом количестве обследованных пациентов, данная проблема далека от разрешения. При помощи теста Сонди авторами были обследованы две разнополые группы детей 7-11 лет с несоциализированным расстройством поведения. Полученные результаты показали, что структура и динамика бессознательной мотивации у детей с НРП формируется под влиянием родительской депривации и определяет их клинические и патохарактерологические особенности.
Скачать PDF