МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ
МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ
два базальных философских направления, стор. каждого из которых по-разному интерпретируют-эксплицируют эволюцию психологической мысли, эволюцию псих. как науки; стор. матер, направления рассматривают псих. как науку исходя из принципов первичности материального онтоса-бытия и вторичности психическо-интеллигибельно-духовного, как производного от экстеромира, независимого от самого субъекта и актов его сознания и подсознания; поскольку экстеросреда, телесная конституция индивида тесно связаны с механизмами его сознательной деятельности, то стор. матер, псих. более непосредственно герменевтизируют-истолковывают феномены человеческой психики, отвергая различные концепции, кот. игнорируют, не берут во внимание деятельно-активные феномены сознания, подсознания, спроецированные на сам континуум, социум, индивидов, на преобразование межкоммуникативных факторов в онтосе-бытии; стор. идеал, направления в псих. часто продуцируют-концептуализируют несколько односторонне-редукционно подход к проблемам психики активных субъектов в онтологии-экзистенции, заостряя внимание на интроспективных феноменах дискурсосмысления сознания, его интенциональных актах (Вундт, Брентано, Гуссерль, Рикёр), или же отдавая превалированную роль механизмам бессознательного над достоверными приматами сознательной деятельности, рефлексивной актоактивности у индивидов (Фрейд, Юнг, Адлер, Лэнг, Хорни); некот. стор. идеал, теорий в псих., продолжая традиции Беркли, Юма, Гербарта, выдвигают концепции — уже в неотрансформационной экспликации — о примате самих ощущений по отношению к экстерообъектам-экстеропредметам или же о представлениях, как интродуктивных актах сознания в противовес верификационно-логическим ментальным тектонам-построениям, продуцирующим сознательно-подсознательно-рационально-эмпирическую деятельность субъекта, тем самым, несколько игнорируя-утрируя процессы объект-предметной деятельности-активности индивида, сынтенционированные на метаболизацию-преобразование экстеромира, социума и собственного интромира; многие стор. идеалистическо-теологического направления в новационных модификациях-экспликациях истолковывают феномен души как органа, примат-господствующего над всем земным, социальным, материальным, онтологическим, а их учения, т.о. есть неотектонические модели тех иррационально-трансцендентных исследовательских построений-интерпретаций, восходящих к трактовкам человеческой психики, предпринятым ранее Платоном, Августином, Беркли, Кузанским, Кентерберийским, Кантом, Шеллингом и др.; согласно нашей концепции, все положительно-рациональное, психологически-ценностное-значимое, что было открыто представителями и того и другого направления, должно быть продуктивно использовано в новых теоретических постулатах, концепциях, связанных с эволюционно-прогрессивной научной мыслью, в новых псих. иссл. относительно психики, поведенческих реакций, мотивационной сферы субъекта.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.