МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 2 определения термина МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общий термин для обозначения любых систематических усилий представить психологические идеи, гипотезы и теории в формальных математических терминах. Математическая психология не представляет какую-либо идею или интерес, хотя было обнаружено, что некоторые проблемы в большей степени подвержены математическим исследованиям, чем другие. Был достигнут некоторый прогресс в психофизике, исследованиях принятия решений, научения и обработки информации; другие области, такие как клиническая психология, психология личности и социальная психология, фактически остались незатронутыми.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

направление в психологии, разрабатывающее формальный (математический) аппарат, пригодный для адекватного описания и моделирования объектов, обладающих психическими свойствами (В. Ю. Крылов). Возникновение М. п. связано с процессом математизации психологии, который прошел несколько стадий. Первая стадия — это применение стандартных математических методов для анализа и обработки результатов и для установления простейших количественных закономерностей. Вторая стадия — попытки построения математичес-. ких моделей некоторых психических явлений и процессов — началась в середине 50-х гг. XX в. Она характеризуется попытками использовать имеющийся готовый математический аппарат для моделирования психических Несмотря на явные результаты в решении этой задачи, одновременно обнаружилась и ограниченность возможностей их моделирования при помощи аппарата, разработанного для других наук и имеющего гораздо более простой объект исследования, чем психология. Попытки преодоления этой ограниченности и.привели к возникновению М. п. Однако о ее предмете пока еще нет единого понимания. Иногда считается, что М. п. занимается вопросами применения математических методов в психологии, иногда же М. п. связывают с созданием специального математического аппарата для описания психических явлений. Такие подходы либо очень расширяют, либо сужают границы М. п., поэтому наиболее реальным является ее определение, данное выше В. Ю. Крыловым. При таком понимании предмета М. п. не возникает парадокса, что вообще вся психология, коль скоро она начинает применять математические методы, становится разделом М. п. С другой стороны, не нужно ждать создания новых, специально ориентированных на описание психических явлений, математических методов, тем более что успешных попыток в этом направлении почти нет. Исходя из всего сказанного, можно заключить, что в настоящее время еще рано говорить о М. п. как о самостоятельной психологической дисциплине, однако несомненно, что она уже зародилась и находится в процессе уточнения своего предмета, метода и статуса в системе психологических наук.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Математическая психология в системе гуманитарного образования

Савченко Т. Н.
В статье проведен анализ развития математической психологии. Раскрывается специфика использования математических дисциплин в психологии. Анализируется современное состояние и проблемы математического и естественно-научного образования студентов-психологов и обозначены пути повышения его эффективности в рамках компетентностного подхода и с учетом современного состояния математической психологии.
Скачать PDF

Психологические основы дифференцированного подхода к математическому образованию студентов техническ

Дорофеев Сергей Николаевич, Таненкова Татьяна Владимировна
В статье исследуются проблемы реализации дифференцированного подхода к математическому образованию студентов. Различия в восприятии математических понятий и терминов студентов с преобладающим развитием правого полушария и студентов с доминирующим развитием левого полушария составляют концептуальную основу реализации дифференцированного подхода к математическому образованию студентов технических вузов. Разработана методическая система, способствующая повышению уровня математической образованности студентов.
Скачать PDF

Функциональные асимметрии человека и психолого-педагогические особенности усвоения математической ин

Попов Николай Иванович, Токтарова Вера Ивановна
Фундаментальные различия между левои правополушарной стратегиями переработки информации имеют непосредственное отношение к формированию различных психолого-педагогических особенностей студентов при изучении математики.
Скачать PDF

Проблема применения математических методов в психологических исследованиях: институализация статисти

Морозова Светлана Васильевна, Наследов Андрей Дмитриевич
В статье рассматривается проблема применения статистики и математического моделирования в психологии. Особое внимание уделено значению математических методов в системе подтверждения научных фактов.
Скачать PDF

Пошаговый алгоритм действий при использовании методов математической статистики в психолого-педагоги

Морозов Евгений Анатольевич
Рассматриваются некоторые аспекты применения методов математической статистики в практике диагностических психолого-педагогических исследований. Особое место уделяется не процедуре статистических расчетов, а проблеме статистического вывода, решение которой представлено в виде последовательности шагов, каждый из которых подробно описан. Эти этапы (шаги) описываются и комментируются на примере применения психодиагностических методик в рамках эксперимента, направленного на развитие коммуникативных навыков у участников тренинга. Разработанные пояснения к данному алгоритму предназначены для студентов гуманитарного профиля. Материалы, представленные в статье, могут быть использованы в преподавании дисциплин «Методы математической статистики в социально-педагогических исследованиях», «Психодиагностика в социальной работе» и др. Актуальность публикации объясняется необходимостью способствовать преодолению трудностей, которые вызывает у студентов применение методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Автор доказывает, что одна из задач, стоящих перед преподавателем, состоит в необходимости планомерно вести профилактическую работу со студентами с целью сформировать у них исследовательский навык грамотного обоснования результатов исследования посредством применения методов математической статистики. Автор утверждает, что на сегодняшний день есть насущная необходимость в повышении качества студенческих научных исследований.
Скачать PDF

Психология и герменевтика: герменевтический анализ понимания в математических схемах и моделях

Радина Надежда Константиновна, Поршнев Александр Валерьевич
В статье обсуждается обращение к герменевтике и герменевтическому анализу в российской социогуманитаристике и в частности в психологии. Описаны некоторые закономерности понимания текстов на основе интеграции качественного подхода, представленного герменевтическим анализом, и количественного, представленного методами математической обработки категориальных данных. При анализе результатов эмпирического исследования было использовано определение понимания как «набрасывания смыслов» (М. Хай деггер), а также определение понимания как структуры коммуникации, задающей интерсубъективную значимость познания (Ю. Хабермас). Художественный поэтический, художественный прозаический и научный исторический тексты о Бородинском сражении группой респондентовчитателей были сегментированы и категоризованы на основе индивидуального понимания. Далее группа экспертов классифицировала категории из текста. По результатам классификации тексты были перекодированы, для каждого текста реконструировалась категориальная матрица его интерпретации. В ходе количественного анализа для анализа согласованности был использован K-критерий, основанный на каппа-статистике. Для поиска последовательностей интерпретаций применялись ассоциативные правила. Герменевтический анализ интерпретации текстов с опорой на математические методы показал, что понимание текста личностью относительно уникально, степень согласованности понимания «культурных текстов» зависит не столько от обучения («образованности»), сколько от опыта коммуникации. На основе проведенного анализа интерпретаций с применением математического аппарата было выявлено, что поэтический текст прочитывается читателями более согласованно, а научный – более логичен в последовательности его интерпретаций. Был также идентифицирован и описан феномен поглощения исторических событий «личной историей» героя в том случае, если речь идет о понимании исторической художественной прозы. Авторы считают, что комплексный герменевтический анализ, представленный в русле интеграции качественных и количественных методов, может быть востребован в современной психологии для изучения персональной идентичности, ценностей, переживаний и т.д.
Скачать PDF

Роль математической психологии в гуманитарном знании

Савченко Татьяна Николаевна, Головина Галина Михайловна
В статье ставится вопрос о роли математики в гуманитарном знании, описываются этапы и стадии математизации психологического знания. Приводится описание математизации психологической науки в узком (применение формального математического языка описания психических явлений и процессов) и широком (проникновение в психологию естественно-научных традиций логической строгости, научности мышления исследователя) смыслах. Вводятся объект, предмет и метод математической психологии. Основным методом математической психологии является метод моделирования. Приводится классификация математических моделей по основанию используемого математического аппарата: выделяются стохастические, детерминированные, синергетические модели. Дается краткое описание значимых моделей психической реальности, при этом акцент делается на моделях, разработанных в России. Описывается современное состояние математической психологии и утверждается, что оно характеризуется не только применением новых математических принципов, моделей, методов, а также новым осмыслением уже известных. В настоящее время важным является анализ динамики психических процессов, индивидуальных особенностей, структуры личности, межличностного взаимодействия и т.д., поэтому, возможно, наиболее перспективными для моделирования психических систем, динамики взаимодействия, процесса образования и самообразования систем окажутся синергетический подход, мягкие вычисления, качественное интегрирование, асимптотическая математика. Необходимо разрабатывать новые подходы к измерению в психологии, моделированию макродинамики поведения как результата микродинамических процессов в психике человека, разработке моделей естественных систем (менеджмент, психотерапия). Для возможности осуществления таких работ необходимо достаточно глубокое математическое образование психологов. Обучающие курсы математического блока должны основываться на компетентностном подходе и учитывать запросы практики. Естественно-научная подготовка студентов гуманитарных специальностей должна учитывать современное состояние математической психологии. Преподавание курсов блока математических дисциплин должно формировать у студентов нестандартное мышление, умение строить логику иррационального поведения, находить неоднозначные решения, а не ограничиваться формальным применением математических методов к анализу данных эмпирических исследований.
Скачать PDF

Применение математических методов к психологическим исследованиям

Костенко Наталья Александровна, Мельник Любовь Юрьевна
В исследовании изучались нейродинамические свойства, индуцированные по амплитудно-частотным характеристикам и спектру электроэнцефалограмм. Проведен корреляционно-факторный и регрессионный анализ. На этом основании установлены два основных нейрофизиологических параметра для построения прогнозной модели личностной тревожности (по Ч. Спилбергу). Самостоятельным индикатором тревожности по результатам факторной оптимизации оказалась шкала «профессиональной тревожности» теста И.В. Дубровиной (адаптированного к взрослой выборке).
Скачать PDF

Об исследовании математической модели успешности обучения и создании базы психологических данных для

Белушкина Галина Викторовна, Васильченко Марина Владимировна, Лопаткина Наталья Александровна, Хафизьянова Ольга Эльфатовна
Представлена математическая модель успешности обучения, основанная на методе факторного анализа. В качестве факторов этого метода рассматриваются психологические характеристики студентов, полученные в результате проведённого эксперимента. В качестве результирующего признака выбрана успеваемость студентов, которая определялась по экзаменационной ведомости. Психологический эксперимент проводился в группах студентов ДГТУ специальности 030300 с помощью 16-факторного теста Р. Б. Кеттелла. Результаты проведённого тестирования позволили составить достаточно полный «психологический портрет» студентов второго курса, который послужил хорошей базой данных для последующего построения математической модели успешности обучения. Для расчёта модели применялся двухфакторный дисперсионный анализ. Каждая бинарная пара факторов разбита на две градации: низкий уровень — высокий уровень. Приведён пример расчёта модели, проведён анализ влияния различных пар факторов и их сочетаний на успешность обучения. Имея достаточно полную базу данных, можно использовать представленную модель и, выявив закономерности, облегчить преподавателям и студентам процесс образования.
Скачать PDF

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Емельянов А.А.
Рассмотрены методики психологического тестирования, анализа и интерпретации результатов, моделирования психологических профилей для диагностики личностных особенностей индивида, влияющих на его деятельность в коллективе разработчиков программного обеспечения. Рассмотрены особенности использования средств математического анализа при формировании психодиагностических тестов и определении диапазонов значений параметров индивидуальных психологических профилей.
Скачать PDF

Роль межмодального взаимодействия в психологической и мозговой организации математических способност

Хохлов Никита Александрович, Ковязина Мария Станиславовна
В статье проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные роли межанализаторного взаимодействия в развитии и реализации математических способностей. Межмодальное взаимодействие рассматривается как дополнительная категория нейропсихологического анализа, позволяющая расширить имеющиеся представления о психологической структуре и мозговом обеспечении математической деятельности. Обсуждаются сведения, подтверждающие актуальность изучения взаимодействия органов чувств. Большая часть исследований по этой проблеме проведена на модели синестезии, являющейся достаточно редким феноменом. Однако накопленные в отечественных и зарубежных работах сведения позволяют говорить о том, что взаимодействие анализаторов характерно не только для синестетов. Совместная работа органов чувств имеет место с самого рождения у любого человека и выступает необходимым условием развития познавательных процессов. Предполагается, что межанализаторный синтез играет важную роль в формировании пространственных представлений и способности к интуитивному восприятию количества (эволюционной основы математических способностей). На мозговом уровне эти процессы обеспечиваются преимущественно работой теменных отделов и третичных зон коры, расположенных на стыке корковых отделов анализаторов, и височных отделов, находящихся рядом с парагиппокампальной областью. При освоении школьной математики структура математических способностей меняется за счет вербально-символического кодирования количественных представлений. Оперирование символами открывает новые возможности, но оно также сужает спектр модальностей, задействованных в решении математических задач. При этом способность к перешифровке информации из одной модальности в другую и после освоения школьной математики оказывает влияние на эффективность выполнения математической деятельности. Решение математических задач сопровождается межмодальным взаимодействием, протекающим большей частью неосознанно. Одни условия задачи могут эффективнее обрабатываться в одной модальности, другие в другой. По всей видимости, способность к различным межмодальным перешифровкам существенно варьирует от человека к человеку. Эффективность межмодальных взаимодействий может обуславливать выраженность определенных компонентов математических способностей и влиять на успешность решения соответствующих типов математических задач.
Скачать PDF

Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста

Гринева И.А.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: