МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
один из видов общественного сознания,реальная форма его практического существования, свойственный большимбольшим неструктурированным множествам людей ("массам"). (Д.В. Ольшанский, с.355)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

СОЗНАНИЕ МАССОВОЕ
система психологических явлений, характерных для больших, неорганизованных объединений людей (масс и толп). В С.м. входят знания, убеждения, потребности, нормы, ценности, отношения, общие эмоциональные переживания масс людей. С.м. формируется как отражение социально-психологического состояния общества в данный момент времени. Массовые настроения и общественное мнение являются формами проявления С.м. Оно, соответственно, может проявляться легитимно (законно и организованно) и нелигитимно (незаконно и неорга низованно). Законные и организованные формы проявления С.м.-это, например, выборы, демонстрации, манифестации, собрания, акции протеста и т. п. Неоганизованные или незаконные формы проявления С.м.-это восстания, неподчинение властям, революции, а также указанные выше, но противозаконные формы проявления С.м. См. масса, массовидные явления психики. психология масс, психология социальная, толпа.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ
МАСАВАЯ СВЯДОМАСЦЬ / MASS CONSCIOUSNESS– 1) шаблонное и деперсонализированное сознание рядовых граждан индустриального и постиндустриального общества, формирующееся под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры; 2) одна из форм дотеоретического миропонимания, которая основана на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии; 3) на конкретно-социологическом уровне соответствует термину «общественное мнение». М. с. характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, резкостью и неожиданностью перемен в одних ситуациях и определенными стереотипами– в других, в меньшей степени политизировано, чем общественное сознание. Хотя наличие теоретико-идеологических элементов и их удельный вес в М. с. зависят от исторических обстоятельств и степени развития масс как социального субъекта. М. с. отражает условия повседневной жизни, потребности, интересы определенных больших социальных групп (классов, страт, этносов и др.), включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. Состояние М. с. выражают общественное мнение, настроения и действия масс. В основе современного М. с. лежит национальная (гражданская) идентичность как идея единства, разделяемая большинством участников социальных групп и общностей. М. с. складывается под воздействием многих факторов: как результат влияния непосредственных условий жизни, происходящих в обществе событий и процессов, господствующей идеологии. К макропсихологическим факторам, определяющим М. с. и поведение, в первую очередь относится национальный менталитет, который выступает социальным и социально-психологическим компонентом данных явлений. Для воздействия на М. с. широко используются СМИ, применяются различные способы манипулирования. Сегодня Интернет позволяет воздействовать на М. с. и поведение людей, минуя контроль властных структур, способствует возникновению новых политических практик воздействия на М. с. Существенное влияние на формирование позитивного М. с. оказывают: ориентация на долгосрочное будущее с разнообразием социальных сетей и с просоциальными установками; наличие таких групповых факторов, как доверие, лидерское видение и групповая рефлексивность; создание институциональных стимулов к долгосрочному планированию индивидуальной и коллективной жизнедеятельности; развитие коллективного воображения, целенаправленное формирование «памяти о будущем»; создание сетевых сообществ для выработки совместного образа будущего и запуска самосбывающихся пророчеств. Среди личностных факторов, формирующих М. с., исследователи выделяют такие, как патриотизм, отношение к семье, отношение к собственности. М. с., в свою очередь, оказывает активное воздействие на многие стороны жизни общества, выступая в качестве одного из регуляторов массовых форм поведения людей. О. Н. Слоботчиков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.