принципиально неорганизованные и неструктурированные субъекты политики. (Д.В. Ольшанский, с.355)
МАССА
МАССЫ
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
МАССА
(соц.-психол.) – относительно стабильное и организованное социальное образование с довольно нечеткими границами (манифестации, демонстрации, митинги).
МАССА
масса психологическая) - согласно З. Фрейду - сообщество людей, где существует либидинозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. Иногда именуется массой психологической. Массы отличаются от простых сборищ людей. Подразделяются на массы естественные и массы искусственные.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Масса
лат. massa – ком, кусок) – 1. в социальной психологии – любое большое число неорганизованных в какую-либо определеную структуру людей. Ср. Толпа; 2. широкие круги населения, народ; 3. физическая характеристика материи, определяющая ее инерционные и гравитационные свойства; 4. вещество, густая или полужидкая смесь чего-либо.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МАССА
В социальной психологии – любое большое число людей, различное по своей структуре и не составляющее социальную организацию. Ин-терсный аспект этого термина - импликация, что, хотя масса не имеет четкой стуктуры, входящие в нее люди имеют тенденцию вести себя относительно однообразным образом. См. массовое поведение. Следует различать с толпой.
МАССА
МАСА / MASSES– многозначное понятие. Так, по оценке Д. Белла, в западной науке сложилось как минимум пять различных концептуальных интерпретаций данного понятия, которые до сих пор продолжают разрастаться. Л. Г. Почебут принципиально разделяет толпу и М. Толпа, в отличие от М., представляет собой конкретную материальную социальную группу, где люди вступают в тесный контакт друг с другом, вынуждая таким образом взаимодействовать. Общение людей в толпе характеризуется большой выраженностью невербальных способов коммуникации. В М. люди могут существовать относительно обособленно, взаимодействовать друг с другом опосредовано посредством неких разделяемых общих идей, приверженности определенным идеалам, лидерам и т. п. М. могут существовать более длительное время, чем толпы, даже распадаясь во времени и пространстве, собираться вновь. По своим социально-психологическим характеристикам М. ближе к публике, чем к толпе. М. способна трансформироваться в толпу и начинает при этом обладать всеми характеристиками толпы. М. можно рассматривать как: 1) политическое клише, применяемое некоторыми авторами для обозначения мало образованной части населения, состоящей, как правило, из работников физического труда и членов их семей, противопоставляя М. элите; 2) обозначение различных социальных и общественных групп большой численности: в марксизме М. используются как синоним слова «народ», в работах Э. Хоффера понятие «народные массы» также относится к любым индивидам, независимо от уровня образования и культуры, действующих под воздействием элементарных импульсов и маловосприимчивых к доводам разума. В психологии первое представление о понятии М. связывают с интерпретацией 3. Фрейда, который считал М. сообществом людей, где существует либидинозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами. По Фрейду, «первичная масса»– это М., имеющая вождя и не обладающая качествами индивида. Это какое-то количество индивидов, которые сделали своим «сверх-Я» один и тот же объект и оттого в своем «Я» идентифицировались между собой. Важный вклад в разработку этой проблемы внесли работы В. Райха. Г. Блумер разработал и ввел в научный оборот основные характеристики участников массовых явлений: анонимность, изолированность, слабое взаимодействие, случайность социального положения, беспорядочность. Для М. также характерны открытость, размытость границ, неопределенный количественный и качественный состав, импульсивность и изменчивость, непреднамеренность, внушаемость, некритичность, раздражительность, богатое воображение, которое требует иллюзий, мифов. М. управляет элита посредством силы авторитета, а также посредством образа врага, препятствия (реального или иллюзорного), с которым М. необходимо бороться. Тем не менее можно отметить недостаточную разработанность понятия М. в науке и отсутствие на данный момент законченной теории М. О. Н. Слоботчиков