МАНУАЛЬНЫЙ МЕТОД
МАНУАЛЬНЫЙ МЕТОД
метод обучения коммуникации (общению) глухих людей с использованием жестового языка. М.м. обычно сравнивается и противопоставляется оральному методу, при котором обучение коммуникации проводится с помощью жестов, сопровождающих слова, и, соответственно, с помощью наблюдения движений губ обучающего. Недостатком М.м. является то, что он может быть использован только людьми, которые хорошо владеют жестовым языком. Оральный метод имеет свой недостаток: лишь незначительное число обучаемых на самом деле в практике использования жестов достигает того уровня мастерства, который необходим для легкого и свободного общения с людьми.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МАНУАЛЬНЫЙ МЕТОД
Метод обучения коммуникации глухих с помощью языка знаков. Много лет бушевала дискуссия, является ли этот метод лучше, чем так называемый оральный метод, при котором обучение проводится посредством тщательного произнесения слов и чтения по губам. Основной недостаток мануального метода в том, что он может использоваться только для общения с теми, кто обучен языку знаков, что устраняет возможность воспринимать подавляющее большинство того, что говорится; основной недостаток орального метода в том, что только малый процент тех, кто обучается этому методу, достигает беглости, необходимой для нормальной коммуникации. Большинство преподавателей для глухих сегодня стремится комбинировать оба этих метода, обучая сначала знакам, чтобы глухие могли общаться друг с другом, а позже используя оральный метод.
Мануальный метод
лат. manualis - ручной) - метод обучения коммуникации пациентов, глухих от рождения, языку жестов. Его недостаток, как считается, в том, что он может использоваться для общения лишь с теми, кто также обучен языку жестов. Существует также оральный метод - обучение тщательному произнесению слов и чтению по буквам с тем, чтобы можно было идентифицировать высказывания по движениям губ. Недостаток этого метода, как указывают, заключается в том, что лишь единицы обучающихся вырабатывают умение говорить достаточно бегло. В настоящее время считается более эффективным комплексное обучение мануальному и оральному методам, обучая сначала языку жестов. У глухих от рождения психиатрических пациентов слуховые обманы восприятия представлены, вероятно, зрительным их эквивалентом, то есть видениями жестов и/или движений губ, которые заменяют звукопроизношение. Вообще психопатология глухих от рождения пациентов изучена недостаточно, а психиатры не обучаются работе с ними, прибегая к помощи переводчиков и обычно мало что зная об особенностях различных нарушений у этой категории больных (например, о нарушениях в сфере чувствительности, памяти, мышления, воображения и др.). См. Галлюцинации викарные.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012