Манипуляция - это акт влияния на человека или социальную группу с целью скрытого управления их поведением, изменения их мнений, побуждений и целей.
Манипуляция общественным мнением (син. «манипуляция массовым сознанием») - это один из способов господства и подавления воли граждан путем воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д. [1].
Одним из наиболее известных исследователей данной области сегодня является С.Г. Кара-Мурза. По мнению ученого, самое опасное в манипуляции общественным мнением заключается в том, что со временем и сами манипуляторы подпадают под действие своих технологий, и их сознание действительно деформируется. Маска «сумасшедшего с бритвою в руке» все сильнее влияет на тип их мышления. Еще сильнее это сказывается на тех, кто учится у этих манипуляторов (манипуляторы второго порядка) - маска становится их лицом [2].
Существует множество методов манипуляции сознанием. Чаще всего применяются следующие:
Использование внушения. Манипулятор с помощью средств массовой информации убеждает аудиторию в собственной компетентности, входит к ней в доверие, став как бы ее альтер-эго, вторым я. Публика вводится в т.н. суггестивное состояние - в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает все на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики - озадаченного стада. На этом методе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».
Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Средства массовой информации, поддерживая наиболее шокирующую версию события, стараются вогнать его в некую систему, коей является определенный стереотип. Таким образом единичный частный случай преподносится в качестве показателя общей системы.
Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод тесно связан с предыдущим.
Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. («эмоциональное зомбирование»). Так с помощью фильмов, сериалов, развлекательных передач и информационных заметок осуществляется пропаганда определенной идеологии.
Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол («Если не Путин, то кто?»).
Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
Метод фрагментации, который заключается в разделении информационного потока на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К тому же, у потребителей информации возникает неспособность сосредоточиться на чем-то одном, неспособность выделить основную мысль всего происходящего.
Многократные повторы или «метод Геббельса». При использовании данного метода акцентируется внимание на внушении населению ложной информации с помощью многократных повторов. На этом методе основывается реклама.
Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае создается событие, которого не было, и выдается за факт (желтая пресса, политические игры).
Таким образом, манипуляция сознанием - это процесс внушения заведомо ложной информации, предопределяющей дальнейшие поступки человека. При этом под внушением понимается вторжение в ум человека какой-либо идеи; встреченная большим или меньшим сопротивлением личности она, наконец, принимается без критики и выполняется без осуждения, почти автоматично. Но манипуляция не сводится ко лжи, хотя в манипулятивных техниках ложь присутствует всегда в той или иной форме. Действие без понимания - вот ключевой момент, с которого начинается любая манипуляция [3].
Для защиты сознания от манипулятивных воздействий необходимо обдумывать и тщательно анализировать информацию в поиске доказательств ее достоверности, сопоставлять факты и делать собственные выводы.
Средства массовой информации являются мощнейшим оружием в аспекте манипуляции общественным сознанием. Здесь может быть сконструирован «образ врага», сформированы определенные стереотипы и предубеждения, основываясь на «однобокости» подачи материала, разжигание межнациональной ненависти, распространение ксенофобных настроений, этноцентризма и т. п. С другой стороны, привлечение СМИ в качестве агитатора здорового патриотизма, толерантности, мультикультурализма и пр. со временем принесет уже положительные плоды.
Литература
1. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004.
2. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. (Серия: Тропы практического разума) М.: Алгоритм, 2006.
3. Зыкин Д. Власть, элита, народ: подсознание и управляемая демократия. М.: «Самотека», 2007.
Манипуляция общественным мнением
Манипуляция общественным мнением
Источник: Словарь по конфликтологии. Справ. изд. -Красноярск. Сиб. федер. ун-т 2012.-234 с.