Категория. Механизм восприятия.
Специфика. Процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ
Манипулирование образом
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ
оперирование зрительным образом с целью преобразования, в результате чего все его элементы должны воплощать определенные значения и входить в единое целое. М. о. может принимать форму действия, направленного на уподобление образа свойствам воспринимаемого объекта или одного из эталонов, содержащихся в долговременной памяти. Еще более разнообразным по содержанию могут быть преобразования в процессе порождения нового образа, новых визуальных форм. Среди образов-предметов манипулирования выделяются моторные автоматизации, собственно образные явления и когнитивные репрезентации. Первые отличаются минимальной ассоциативностью, а третьи — максимальным произвольным контролем и креативностью. Второй тип образов составляют первичные образы реальности, образы живописи, образы воображения, обладающие большой тенденцией к ассоциативным связям и в меньшей степени, чем третий тип, подчиняющиеся произвольному контролю. Способность этих образов к быстрым и свободным преобразованиям при манипулировании ими, к свободным переходам, движению и изменению предметного содержания создает возможность для их использования в качестве средств уподобления реально существующим объектам или средств порождения новых образов и визуальных форм (см. Визуальное мышление). Генетически манипуляционная способность зрительной системы может рассматриваться как производная практической, предметной деятельности. Феноменальная динамика представляет собой проявление манипулятивной способности зрительной системы, способности к преобразованию зрительного образа с помощью системы внутренних викарных перцептивных действий. М. о. замещает действия с реальными объектами, как генетически более ранние предметные действия, содержит в себе элементы продуктивности, участвует в реализации более сложных психологических функций, таких как воспоминание и мышление.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ
англ image manipulation) - оперирование зрительным образом с целью преобразования, в результате чего все его элементы должны воплощать определенные значения и входить в единое целое. М. о. может принимать форму действий, направленных на уподобление образа свойствам воспринимаемого объекта или одного из эталонов, содержащихся в долговременной памяти. Еще более разнообразными по содержанию м. б. преобразования в процессе порождения нового образа, новых визуальных форм (см. Воображение).
Среди образов - предметов манипулирования - выделяются моторные автоматизмы, собственно образные явления и когнитивные репрезентации. 1-й тип образов отличается минимальной ассоциативностью, а 3-й - максимальным произвольным контролем и креативностью. 2-й тип составляют первичные образы реальности, образы живописи и др. видов искусств, мифологические и ритуальные образы - образы воображения, обладающие большой тенденцией к ассоциативным связям и в меньшей степени, чем 3-й тип, ограничивающиеся произвольным контролем. Способность этих образов к быстрым и свободным преобразованиям при манипулировании ими, к свободным переходам, движению и изменению предметного содержания создает возможность для их использования в качестве средств уподобления реально существующим объектам или средств порождения новых образов.
Генетически манипулятивная способность зрительной системы может рассматриваться как производная практической деятельности. Феноменальная динамика представляет собой проявление манипулятивной способности зрительной системы, способности к оперированию и преобразованию непосредственного зрительного образа с помощью системы внутренних викарных перцептивных действий. М. о. замещает действия с реальными объектами (генетически более ранние предметные действия), содержит в себе элементы продуктивности, участвует в реализации более сложных психических функций, таких как воспоминание и мышление (см. Мышление визуальное). (В. М. Гордон.)
Добавление ред.: Процессы М. о., в т. ч. умственные вращения (англ. mental rotations), наиболее ярко обнаруживаются при изучении зрительного восприятия в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. При цветовой модуляции источника света продлевается возможность наблюдения стабилизированного изображения до нескольких мин. Испытуемые, осуществляя малоамплитудные движения глаз, не приводящие к смещению стабилизированного изображения, ищут позицию для наиболее верного восприятия. В результате плоские изображения становятся объемными, объемные - плоскими, неподвижные - движущимися, испытуемые видят невозможные фигуры, которые они не могут видеть при свободном (без стабилизации) рассматривании (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969). Хронометрические исследования мысленного вращения рисунков различно ориентированных трехмерных фигур были начаты Р. Шепардом и Д. Мецлером (1971). Б. И. Беспалов (1984) обнаружил инвариантность ряда факторов относительно группы визуально-мысленных преобразований образов и практических преобразований предметов. См. также Функциональная эквивалентность образов.
Среди образов - предметов манипулирования - выделяются моторные автоматизмы, собственно образные явления и когнитивные репрезентации. 1-й тип образов отличается минимальной ассоциативностью, а 3-й - максимальным произвольным контролем и креативностью. 2-й тип составляют первичные образы реальности, образы живописи и др. видов искусств, мифологические и ритуальные образы - образы воображения, обладающие большой тенденцией к ассоциативным связям и в меньшей степени, чем 3-й тип, ограничивающиеся произвольным контролем. Способность этих образов к быстрым и свободным преобразованиям при манипулировании ими, к свободным переходам, движению и изменению предметного содержания создает возможность для их использования в качестве средств уподобления реально существующим объектам или средств порождения новых образов.
Генетически манипулятивная способность зрительной системы может рассматриваться как производная практической деятельности. Феноменальная динамика представляет собой проявление манипулятивной способности зрительной системы, способности к оперированию и преобразованию непосредственного зрительного образа с помощью системы внутренних викарных перцептивных действий. М. о. замещает действия с реальными объектами (генетически более ранние предметные действия), содержит в себе элементы продуктивности, участвует в реализации более сложных психических функций, таких как воспоминание и мышление (см. Мышление визуальное). (В. М. Гордон.)
Добавление ред.: Процессы М. о., в т. ч. умственные вращения (англ. mental rotations), наиболее ярко обнаруживаются при изучении зрительного восприятия в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. При цветовой модуляции источника света продлевается возможность наблюдения стабилизированного изображения до нескольких мин. Испытуемые, осуществляя малоамплитудные движения глаз, не приводящие к смещению стабилизированного изображения, ищут позицию для наиболее верного восприятия. В результате плоские изображения становятся объемными, объемные - плоскими, неподвижные - движущимися, испытуемые видят невозможные фигуры, которые они не могут видеть при свободном (без стабилизации) рассматривании (Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., 1969). Хронометрические исследования мысленного вращения рисунков различно ориентированных трехмерных фигур были начаты Р. Шепардом и Д. Мецлером (1971). Б. И. Беспалов (1984) обнаружил инвариантность ряда факторов относительно группы визуально-мысленных преобразований образов и практических преобразований предметов. См. также Функциональная эквивалентность образов.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004