(1842—1903) — известный русский врач, физиолог, психолог, писатель. Автор педагогических трудов «О воспитании детей в первые годы жизни» (1870) и «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» (1895), в которых она раскрывала особенности воспитания подрастающего поколения с позиции освоения опыта национальной культуры своей нации с учетом религиозной, нравственной и культурной составляющей. По ее мнению судьба каждого конкретного человека отражает, прежде всего, судьбу его народа. При этом характерным признаком качественного образования становится инициативная творческая деятельность личности, направленная на утверждение в общественном сознании людей национальных ценностей образования. Это позволило М. М. Манасеиной на основе антропологического подхода заложить теоретические основы для создания национальной русской системы воспитания.
Одновременно, опираясь на педагогические идеи Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского, М. М. Манасеина рассматривает потребность в творческом характере знаний, приобретаемых в школе, необходимость ориентации педагога на собственный педагогический опыт и его творческий характер. Именно творческий характер педагогической деятельности, по мнению автора, позволяет сохранять жизнерадостное настроение среди всевозможных обстоятельств внешней жизни человека, а также создает условия для его личностной и профессиональной самореализации.
Особое место в концепции М. М. Манасеиной выступает оценка роли женщины как «уникального нравственного барометра общества, всех его «погодных» явлений в политике, экономике, социальной сфере, культуре». Именно женщина (в связи со своими психологическими особенностями) способна быстро и адекватно оценивать создаваемые мужчинами новшества и выносить им приговор: быть или не быть, обеспечивая инновационное развитие общества в це лом. (Онищенко Э. В.)
Манасеина Мария Михайловна
Манасеина Мария Михайловна
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014