МАНА-ЛИЧНОСТИ
МАНА-ЛИЧНОСТИ
Слово «мана» заимствовано из антропологии, меланезийского происхождения. Относится к экстраординарной и непреодолимо сверхъестественной силе, которая исходит от определенных людей, объектов, действий и событий, а также от обитателей мира духов. Современный аналог этого понятия — харизма. Мана предполагает наличие всеохватывающей жизненной силы, изначального источника роста или магического исцеления, которые можно сравнить с первобытной идеей психической энергии. Мана может привлечь или вызвать отвращение, принести разрушение или исцеление, противопоставляя эго сверхординарную силу. Не следует смешивать ее с нуминозностью, которая имеет отношение только к божественному присутствию (см. НУМИНОЗ). Это квазисвященная сила, выбирающая для своего пребывания магов, медиумов, священников, врачей, фокусников, святых или юродивых, всех тех, кто в достаточной степени приобщился к духовному миру, чтобы служить в нем проводником или излучать его энергию (см. МАГИЯ). Постюнговские исследования переходных состояний подтвердили, что во время пороговых периодов или пограничных состояний человек, будь то посвящаемый, новообращенный, пациент или анализируемый, особенно восприимчив к притяжению так называемых М.-Л. Влияние таких образов, реальных или проецированных, заключается в том, что они дают индивиду ощущение направления к осуществимому повышению сознания. Примером экстраординарной М.-Л. может служить Дон Хуан, запечатленный Карлосом Кастанедой в серии книг, посвященных опыту альтернативного состояния сознания. Убежденность в том, что фигуры достигали высшего состояния сознания, формирует возможность достижения подобного, и, следовательно, уверенность в том, что сам человек может к ним присоединиться. К сожалению, научный анализ отношений переноса между аналитиком и пациентом не затрагивает вопрос об эффективности таких образов. Как переходные персонажи, они чрезвычайно ценны, поскольку проекция силы существенна именно в этот период ее интеграция приходит позднее, когда эго в состоянии вырвать у них эту силу и предъявлять ее от имени самого индивида и его собственных целей. В последующей спокойной стадии, когда анима и анимус лишены своего полумагического влияния и силы, анализируемый вторично сталкивается с М.-Л., но в этот момент они проецируются вовнутрь и обычно принимают форму духовного присутствия существ того же пола, что и сам человек — персонификации Бога Отца или Великой Матери, старца-мудреца или мудрой старухи, что уже зависит от конкретного случая (см. ЭНЕРГИЯ; МАГИЯ). (Юнгу нравилось его собственное, длившееся всю жизнь отношение с такого рода фигурой, которую он рисовал и с которой часто беседовал: Филимон). Мана присуща «желанной середине личности», — пишет Юнг, — «что есть нечто невыразимое между противоположностями, или нечто, соединяющее их, или результат конфликта, или продукт энергетического напряжения; наступление рождения личности, основательный индивидуальный шаг вперед, следующая ступень, стадия» (Собр. соч. Т. 7. Парагр. 382). М.-Л. появляются тогда, когда эго сознательно противопоставляется самости. Видеть в них просто имаго отца или матери — значит, согласно Юнгу, унижать их до «не более чем» или «ни что иное, как». М.-Л., как идеал и неподкупный образ, существенна в процессе инициации, после которой человек получает обновленное чувство индивидуальности. Свойственная переходному периоду опасность заключается в том, что человек идентифицирует себя с мана-фигурами и за этим следует инфляция (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИДЕНТИЧНОСТЬ).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.