(1883—1964) — российский психолог, музыковед, д-р философии (1913). Специалист в области музыкальной психологии. Окончила в Берлине консерваторию Штерна по классу. П.К. Луценко, в 1912 г. — философский фак-т Берлинского ун-та. В 1913 г. защитила докт. дис. на тему: Узнавание музыкальных интервалов в крайних регистрах музыкальной скалы. В 1914 г. возвратилась в Россию. В 1917 г. окончила экстерном историко-филологический фак-т Московского ун-та по специальности психология. С 1918 г. вела педагогическую работу в Москве. В 1920 г. начала работу в области музыкальной психологии в фи-зиолого-психологической секции МУЗО Наркомпросса. В 1921—31 гг. — действительный член Государственного ин-та музыкальной науки (ГИМН), заведовала физиолого-психологической секцией и кабинетом экспериментальной психологии. Была председателем комиссии по изучению музыкального восприятия. Одновременно в 1920-1931, 1935-1941 и 1944—1947 гг. преподавала музыкальную психологию в Московской консерватории. В 1944—1947 гг. М. — с.н.с. акустической лаборатории консерватории. Работала также в Институте психологии АПН РСФСР (ст. научн. сотр., 1944-1953). Защитила в 1948 г. канд. дис. по педагогике. Основная тема исследований М. — психологические механизмы музыкального слуха и их взаимосвязь с акустическими закономерностями музыкального звучания. В исследовании слуховых ощущений М. работала в русле Тонпсихологии, обобщая и критически оценивая ее достижения. Ее экспериментальные исследования стали классическими в отечественной музыкальной психологии. Одной из первых в СССР она начала экспериментальное изучение абсолютного слуха, выявив его психоакустические механизмы, типы и возможные способы формирования. Неопубликованное исследование М. о границах допустимой расстройки музыкальных интервалов (1935), т.е. об акустических показателях интервала, в границах которых он воспринимается слухом как соответствующий норме чистой интонации, внесло свой вклад в формирование зонной теории музыкального слуха. Опубликованные труды М., посвященные абсолютному слуху и методам его развития, слуховым ощущениям, музыкальности, представлены в трудах ГИМН (Сб. работ физиолого-психологи-ческой секции, вып. 1. М., 1925). Кроме того, опубликованы: Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению / Известия АПН РСФСР, 1956, вып. 76; Психологический анализ музыкального развития младшего школьника / Психология младшего школьника, М., 1960. М. С. Старчеус
МАЛЬЦЕВА Екатерина Алексеевна
МАЛЬЦЕВА Екатерина Алексеевна
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005