МАЛАЯ ГРУППА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАЛАЯ ГРУППА
Обычно в литературе определяется как группа, количество участников которой варьируется от 4 до 20.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

ГРУППА МАЛАЯ
немногочисленная по составу (от двух до нескольких десятков человек) группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

МАЛАЯ ГРУППА
небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

группа малая

сравнительно небольшое объединение людей, численностью до -3 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении друг с другом.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

МАЛАЯ ГРУППА
один из двух видов групп (второй — большая группа), различающихся по их социальному содержанию и объему. М. г. в основном контактная группа. Ее объем — от двух до нескольких десятков человек. Может быть образована на базе официальной социальной структуры и вне ее.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

МАЛАЯ ГРУППА
В соответствии с произвольным соглашением, группа численностью приблизительно в десять или менее человек. Большинство исследований малых групп иключает изучение таких малых количеств людей, непосредственно контактирующих друг с другом, в лабораторных условиях или висни, истым окружении.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

малая группа

общность людей с непосредственными личностными контактами между ее членами, сложившимися эмоциональными отношениями, симпатиями и антипатиями, групповыми ценностями, установками, правилами поведения. В количественном отношении м.г. составляет от 2 до 15 человек.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Малая группа
общеславянск., имеет соответствие в других индоевропейских языках, например, лат. malus – незначительный, слабый, негодный, плохой, дурной) - условно принятая величина социальной группы в составе 10 и менее человек. Обычно групповая психотерапия проводится с таким количеством пациентов. Психотерапевтические группы большей численности трудны для контролирования внутригрупповых процессов со стороны психотерапевта, так как имеют тенденцию к фрагментации, образованию автономных субъединиц.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ГРУППА МАЛАЯ
(определение) небольшое количество людей, от 2—3 до 20—30, выделяемых по следующим общим для них признакам: общее дело (цель, деятельность), хорошее личное знание друг друга, непосредственное взаимодействие в совместной деятельности, наличие установившихся личных и деловых взаимоотношений, общих особенностей психологии и поведения, чувство «мы» (чувство принадлежности к одной группе и отличия от других групп). Все люди являются членами, как правило, нескольких малых социальных групп. Примеры Г.м. – семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Впервые Г.м. стала объектом экспериментального исследования в начале ХХ в. (эксперименты Г. Оллпорта, В. Меде и В.М. Бехтерева, и особенно привлекала к себе внимание ученых – социальных психологов – в течение всего ХХ в. См. группа большая, группа социальная.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

МАЛАЯ ГРУППА
группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры" (Буева, 1968, С. 145). Специфический признак малой ("контактно) группы: общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, опосредованных совместной деятельностью, реализующих определенные общественные связи. Референтная группа - часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, но в которую не включены реально (Хаймен); 1) группа, противостоящая группе членства; 2) группа, возникающая внутри группы членства; небольшое число индивидов, непосредственно контактирующих друг с другом и объединенных общими условиями и обстоятельствами и/или временем пребывания, видом взаимодействия, целями, задачами деятельности. (Косолапов Н.А., с.104)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Малая группа
социально-психологическое понятие, обозначающее реальное объединение людей, связанных единой целью, сходными интересами, потребностью в общении и совместной деятельностью. Численность М. г. — от 2—3 человек (но не больше 25—30). М. г. бывают временные и постоянные, формальные (официальные) и неформальные (неофициальные), возникающие стихийно. М. г. обладает относительной автономностью существования, взаимодействием ее членов и распределением между ними ролей как по вертикали (лидер, ведомые, «звезды», отвергаемые), так и по горизонтали (распределение функциональных ролей (обязанностей) в процессе игры или деятельности). По уровню социального развития группы делят на ассоциации, корпорации и коллективы.
Каждый человек является одновременно членом многих социальных групп: семьи, учебной или производственной группы, спортивной команды, имея в них различный социальный статус.
Литература
Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л., 1982.
Десев Л. Психология малых групп. М., 1979.
Личность и группа. Опыт социальнопсихологического исследования. Л., 1971.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Группа малая
относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура Г. м., их состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие, и т.п. экспериментально исследуются социальной психологией, в частности, школой "групповой динамики". Особенностью, отличающей Г. м. от сложных и больших групп, является ее относительная "структурная простота". Это означает, что в Г. м. имеется, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать нескольких десятков человек (например, сплоченная группа туристов). Если же внутри занятой какой-либо деятельностью Г. м. появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать вводимые этими лидерами нормы и ценности, то такая Г. м. становится структурно сложной и нередко распадается на две или более Г. м. Новые Г. м. вступают между собой в межгрупповые отношения и могут развиваться независимо одна от другой (например, многочисленные группы по интересам внутри одного учебного подразделения). Если Г. м. занята социально ценной и значимой для всех ее членов совместной деятельностью, опосредствующей межличностные отношения в ней, то она может представлять собой группу высокого уровня развития. Л.А. Карпенко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

МАЛАЯ ГРУППА
это группа, в к–рой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г.М.Андреева). Наличие двоякого рода отношений и определяет специфические особенности конкретных социальных организованностей: преобладание отношений деловых и эмоциональных, их своеобразная композиция образуют специфическую структуру взаимоотношений определенной группы. В зависимости от содержания совместной деятельности, А.В.Петровский предлагает иерархию уровней развития групп и их виды: 1) диффузная группаобщность, межличностные отношения к–рой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями (напр., случайное собрание людей в очереди, автобусе, больные в палате и др.); 2) просоциальная ассоциация-группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности (напр., учебная группа, достигшая определенного уровня сплоченности; производственная бригада, спортивная команда и т.п.), 3) коллектив-группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности; 4) асоциальная ассоциация-общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности, а если оно и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы (напр., хулиганская шайка и т.п.); 5) корпорация – это максимально структурированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Здесь межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности (напр., организованная и активно действующая мафия, адвокатская коллегия).

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

МАЛАЯ ГРУППА
группа, все члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; одна из основных классификационных единиц социальной психологии и психологии общения. М. г. представляет собой непосредственное социальное окружение человека — ту социальную среду, в которой он живет и действует. Каждый человек одновременно является членом многих М. г., напр., семьи, производственной бригады, кружка друзей и т. д. Существенным признаком М. г. является контактность, т. е. частые и непосредственные контакты ее членов, потребности в общении. Важнейшим элементом, сплачивающим М. г., является совместный труд. Трудовая деятельность, вырабатывая взаимные требования, общую радость достижения цели, координацию индивидуальных навыков и знаний, осуществляя воспитательное воздействие, превращает М. г. в коллектив. Изучение контактов, возникших в коллективе, предпочтений в общении помогает руководителю проверить, насколько психологически верно организован коллектив, какие эффекты, возникающие на уровне М. г., могут быть использованы в управлении. В современной психологии М. г. рассматривается обычно в качестве системы, поэтому для изучения групповой деятельности весьма перспективным является применение системного подхода. Взаимодействие людей в М. г. может рассматриваться на двух уровнях: официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неформальном (межличностные взаимоотношения). Межличностные взаимоотношения определяются субъективным отношением людей друг к другу. Деловые взаимоотношения определяются характером решаемой задачи и устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. По своему характеру они могут быть как непосредственными (личное общение), так опосредствованными с помощью других людей или технических устройств. Опосредствованные взаимоотношения в первом случае представляют большой интерес для психологии управления (деятельность руководителя, управляющего, менеджера), во втором случае — для инженерной психологии (деятельность оператора, диспетчера, когда о деятельности других людей они судят не непосредственно, а с помощью приборов и индикаторов; через них же они получают также команды и указания по выполнению тех или иных действий). В соответствии с двумя видами взаимоотношений (деловые и межличностные) различают формальную (официальную) и неформальную структуры М. г. Формальная структура отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная структура определяется системой эмоционально направленных связей, взаимными симпатиями и антипатиями. Признаком хорошей организации М. г. является руководящая роль официальной структуры в регулировании межличностных взаимоотношений. Рассмотренные особенности взаимоотношений являются характерными для любой профессиональной группы. Однако в группе операторов они имеют и специфические особенности, суть которых сводится к следующему: 1) операторы зачастую пространственно изолированы друг от друга; 2) в процессе решения групповой задачи большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредствованным различного рода техническими устройствами, что в ряде случаев затрудняет или ослабляет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других операторов; 3) в процессе решения групповой задачи возрастает роль вероятностного прогнозирования: оператор должен уметь предвидеть действия своих партнеров, причем зачастую это нужно делать при отсутствии непосредственного контакта с ними; 4) результат решения задачи зависит не только от уровня индивидуальной подготовки операторов, но и от их способности к совместному решению задачи в рамках функционально единого, но зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного поля. Рассмотренные особенности существенно затрудняют изучение групповой деятельности операторов по сравнению с другими профессиональными группами. Основными методами изучения взаимоотношений в М. г. являются методы социометрии, семантического дифференциала, вопросники, применение приборов типа гомеостат, кибернометр и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г