МАЛАЯ ГРУППА

Найдено 9 определений термина МАЛАЯ ГРУППА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

МАЛАЯ ГРУППА

группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, "как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры" (Буева, 1968, С. 145). Специфический признак малой ("контактно) группы: общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, опосредованных совместной деятельностью, реализующих определенные общественные связи. Референтная группа - часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются, но в которую не включены реально (Хаймен); 1) группа, противостоящая группе членства; 2) группа, возникающая внутри группы членства; небольшое число индивидов, непосредственно контактирующих друг с другом и объединенных общими условиями и обстоятельствами и/или временем пребывания, видом взаимодействия, целями, задачами деятельности. (Косолапов Н.А., с.104)

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

МАЛАЯ ГРУППА

небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Источник: Краткий словарь психологических терминов

МАЛАЯ ГРУППА

В соответствии с произвольным соглашением, группа численностью приблизительно в десять или менее человек. Большинство исследований малых групп иключает изучение таких малых количеств людей, непосредственно контактирующих друг с другом, в лабораторных условиях или висни, истым окружении.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Группа малая

относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Структура Г. м., их состав, сплоченность, стиль руководства, межличностные отношения, социальная перцепция, коммуникативные связи, процессы, в них происходящие, и т.п. экспериментально исследуются социальной психологией, в частности, школой "групповой динамики". Особенностью, отличающей Г. м. от сложных и больших групп, является ее относительная "структурная простота". Это означает, что в Г. м. имеется, как правило, авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если группа официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы не имеет значения и может достигать нескольких десятков человек (например, сплоченная группа туристов). Если же внутри занятой какой-либо деятельностью Г. м. появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать вводимые этими лидерами нормы и ценности, то такая Г. м. становится структурно сложной и нередко распадается на две или более Г. м. Новые Г. м. вступают между собой в межгрупповые отношения и могут развиваться независимо одна от другой (например, многочисленные группы по интересам внутри одного учебного подразделения). Если Г. м. занята социально ценной и значимой для всех ее членов совместной деятельностью, опосредствующей межличностные отношения в ней, то она может представлять собой группу высокого уровня развития. Л.А. Карпенко

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

МАЛАЯ ГРУППА

группа, все члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; одна из основных классификационных единиц социальной психологии и психологии общения. М. г. представляет собой непосредственное социальное окружение человека — ту социальную среду, в которой он живет и действует. Каждый человек одновременно является членом многих М. г., напр., семьи, производственной бригады, кружка друзей и т. д. Существенным признаком М. г. является контактность, т. е. частые и непосредственные контакты ее членов, потребности в общении. Важнейшим элементом, сплачивающим М. г., является совместный труд. Трудовая деятельность, вырабатывая взаимные требования, общую радость достижения цели, координацию индивидуальных навыков и знаний, осуществляя воспитательное воздействие, превращает М. г. в коллектив. Изучение контактов, возникших в коллективе, предпочтений в общении помогает руководителю проверить, насколько психологически верно организован коллектив, какие эффекты, возникающие на уровне М. г., могут быть использованы в управлении. В современной психологии М. г. рассматривается обычно в качестве системы, поэтому для изучения групповой деятельности весьма перспективным является применение системного подхода. Взаимодействие людей в М. г. может рассматриваться на двух уровнях: официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неформальном (межличностные взаимоотношения). Межличностные взаимоотношения определяются субъективным отношением людей друг к другу. Деловые взаимоотношения определяются характером решаемой задачи и устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. По своему характеру они могут быть как непосредственными (личное общение), так опосредствованными с помощью других людей или технических устройств. Опосредствованные взаимоотношения в первом случае представляют большой интерес для психологии управления (деятельность руководителя, управляющего, менеджера), во втором случае — для инженерной психологии (деятельность оператора, диспетчера, когда о деятельности других людей они судят не непосредственно, а с помощью приборов и индикаторов; через них же они получают также команды и указания по выполнению тех или иных действий). В соответствии с двумя видами взаимоотношений (деловые и межличностные) различают формальную (официальную) и неформальную структуры М. г. Формальная структура отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная структура определяется системой эмоционально направленных связей, взаимными симпатиями и антипатиями. Признаком хорошей организации М. г. является руководящая роль официальной структуры в регулировании межличностных взаимоотношений. Рассмотренные особенности взаимоотношений являются характерными для любой профессиональной группы. Однако в группе операторов они имеют и специфические особенности, суть которых сводится к следующему: 1) операторы зачастую пространственно изолированы друг от друга; 2) в процессе решения групповой задачи большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредствованным различного рода техническими устройствами, что в ряде случаев затрудняет или ослабляет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других операторов; 3) в процессе решения групповой задачи возрастает роль вероятностного прогнозирования: оператор должен уметь предвидеть действия своих партнеров, причем зачастую это нужно делать при отсутствии непосредственного контакта с ними; 4) результат решения задачи зависит не только от уровня индивидуальной подготовки операторов, но и от их способности к совместному решению задачи в рамках функционально единого, но зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного поля. Рассмотренные особенности существенно затрудняют изучение групповой деятельности операторов по сравнению с другими профессиональными группами. Основными методами изучения взаимоотношений в М. г. являются методы социометрии, семантического дифференциала, вопросники, применение приборов типа гомеостат, кибернометр и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Малая группа

общеславянск., имеет соответствие в других индоевропейских языках, например, лат. malus – незначительный, слабый, негодный, плохой, дурной) - условно принятая величина социальной группы в составе 10 и менее человек. Обычно групповая психотерапия проводится с таким количеством пациентов. Психотерапевтические группы большей численности трудны для контролирования внутригрупповых процессов со стороны психотерапевта, так как имеют тенденцию к фрагментации, образованию автономных субъединиц.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

МАЛАЯ ГРУППА

Обычно в литературе определяется как группа, количество участников которой варьируется от 4 до 20.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. Прайм-Еврознак, 2004 г

малая группа

общность людей с непосредственными личностными контактами между ее членами, сложившимися эмоциональными отношениями, симпатиями и антипатиями, групповыми ценностями, установками, правилами поведения. В количественном отношении м.г. составляет от 2 до 15 человек.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

группа малая

сравнительно небольшое объединение людей, численностью до -3 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении друг с другом.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Малая социальная группа и её духовная атмосфера (на примере гражданской авиации)

Козлов Александр Степанович
Дана характеристика духовной атмосферы малой социальной группы, раскрыта её сущность, определены специфические особенности применительно к функционированию малых групп в сфере гражданской авиации.
Читать PDF

«Малая проза» в художественной системе Ф. М. Достоевского

Куликова Марина Владимировна
При исследовании «малой прозы» в художественной системе Ф.М. Достоевского помимо хорошо изученных рассказов центром внимания в статье становятся вкрапления миниатюр в поэтику крупных произведений.
Читать PDF

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависим

Щетинина Светлана Юрьевна
Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизическ
Читать PDF

Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп

Виноградова Светлана Николаевна
В статье проанализирована проблема исследования групповой сплоченности в студенческих группах, а также в студенческих микрогруппах, сформировавшихся в процессе обучения.
Читать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Читать PDF

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопро
Читать PDF

Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции

Лапшина Т.Ю.
Читать PDF

Учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочих групп

Асеева Инна Николаевна, Сахарчук Екатерина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты представлений о понятиях психологической совместимости сотрудников в малых группах, проведен анализ результатов экспериментального исследования по выявле
Читать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психо
Читать PDF

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д.В.
Читать PDF

Психологические характеристики отношений школьников к сверстникам из другой этнической группы

Булавкина О.В.
Читать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!