МАГИЯ
волшебство, чародейство, колдовство; специальные действия и обряды, якобы влияющие на мир и человека сверхъестественным образом.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
магия
[magic] Использование сверхъестественных средств с тем, чтобы воздействовать на определенное событие либо предопределить тот или иной его исход (например, наложение заклятия на кого-либо или что-либо, напускание чар). См. также: сверхъестественный; колдовство; знахарство.
Источник: Лексикон психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. 2 изд.
МАГИЯ
magic) Примитивные, суеверные действия, основанные на предположении, что можно влиять на природные процессы с помощью манипуляций, оказывающих воздействие или умиротворяющих сверхъестественные силы; либо, как в случае с симпатической магией, путем действий, сходных с теми, которые производит маг. См. ВСЕМОГУЩЕСТВО; НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; РИТУАЛ.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
МАГИЯ
1. Чародейство, волшебство, колдовство. 2. Совокупность специальных, ритуальных действий и обрядов, способных сверхъестественным путем влиять на людей, предметы, события-на все, что происходит в мире. М. в этом ее понимании представляет разного рода научно не обоснованные попытки воздействовать на психологию и поведение людей через окружающий их мир и происходящие в нем события, контролируемые «магами» (волшебниками). См. ритуал.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
МАГИЯ
En.: Magic
1. Практика нового гипноза с большой осмотрительностью пользуется эффектными феноменами, которые могут восприниматься как магические, иметь магический резонанс. Исключение может составить каталепсия руки, поскольку пациенты в гипнозе парадоксальным образом не испытывают большого удивления перед этим необычным феноменом.
2. На практике мне часто приходится пользоваться выражением «как по волшебству». Подобные выражения, хорошо понятные каждому пациенту, позволяют избегать возможной инконгруэнтности и экономят время. С другой стороны, слово «волшебство», вызывающее резонанс с миром детства, может только способствовать гипнозу. Будучи употреблено в таком смысле, это слово освобождается от всякого намека на мистификацию.
Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003
МАГИЯ
(от греч. mageia колдовство, волшебство) — обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов, которые широко использовались в «формирующейся медицине». Не понимая еще истинной связи событий и явлений природы и превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) получить желаемый результат — изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике, которую мог совершать каждый. Со временем развитие верований и усложнение ритуалов потребовали определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался, культовые действия стали совершать старейшины рода или наиболее умелые общинники, шаманы.
Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.
МАГИЯ
(Magic; Mdgiey Попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их; и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединяться с их соперничающими целями. Чем более ограничено поле сознания личности, заявлял Юнг, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроектированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы. Он определял такую проекцию, как автономный или полуавтономный комплекс, но еще не как субъект интеграции. Вера в М. поэтому предполагает бессознательность как начало, которым индивид либо почти, либо совсем не овладел, и магические ритуалы в этом случае дают человеку ощущение большей безопасности. Целью таких ритуалов является установление психического равновесия. Считается, что лицо, способное на проведение магической процедуры (маг, шаман, знахарь, священник или врач), обладает определенной сверхъестественной силой, является фигурой лиминальной и архетипической, соответствующей мана-личности. См. МАНА-ЛИЧНОСТИ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.
МАГИЯ
Magic; Magie) - практика вызывания сверхъестественных сил для контроля за естественными явлениями; форма общения со сверхъестественными "надмирными" силами; объяснение физических процессов, основывающееся на вере в сверхъестественные силы.
Психологически попытка помешать или содействовать бессознательным силам, чтобы использовать, умилостивить или разрушить их и таким путем противодействовать их поражающему могуществу или объединиться с их соперничающими целями. Согласно Юнгу, чем более ограничено поле сознания личности, тем чаще психические содержания проявляются в качестве квазивнешних воплощений, либо в форме духов, либо магических сил, спроектированных на живых людей, животных или неодушевленные предметы.
Вера в магию предполагает бессознательность как искомое начало, и магические ритуалы в таком случае дают человеку ощущение большей безопасности. Целью магических ритуалов является установление психического равновесия. Считается, что лицо, способное на проведение магической процедуры (маг, шаман, знахарь, священник или врач), обладает определенной сверхъестественной силой, является архетипической фигурой, соответствующей мапа-личиости.
Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008
Магия
Этим понятием определяется искусство (способность, возможность) воздействия на живые существа и предметы посредством символических средств (речи, жестов и пр.) с целью получить таким образом необычные эффекты. Возможности проведения реальных магических действий ставятся под серьезное сомнение. Это универсальное и часто встречающееся социальное явление соответствует априорному коллективному верованию в способность людей воздействовать на внешний мир, и в то же время оно означает - глубокую неуверенность человека в себе. К магии прибегают примитивные личности, когда предстоит выполнение важной задачи и когда они убеждены, что эта задача не может быть выполнена только собственными силами и поэтому необходимо содействие внешних сил. М. Мос считает, что «действия магии и религии основываются на неосознаваемых идеях». Магическое мышление может появиться у любого человека, даже у цивилизованного. Довольно часто магическое мышление появляется у психически больных под влиянием болезненных переживаний (галлюцинации, бредовые мысли). В большинстве случаев у психически больных магическое мышление прекращается после лечения, но в некоторых случаях может сохраниться на более длительное время.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Магия
приемы колдовства. Существует две группы таких приемов, основанных на фундаментальных законах магического мышления: законе контактности и законе подобия. В первом случае (контактная магия) желаемое свойство передается реципиенту путем его непосредственного контакта с объектом, обладающему таким свойством. Например, наречение новорожденного громким именем предполагает, что свойства знаменитости с таким же именем при контакте с новым его обладателем перейдут к последнему. Еще во времена Шекспира для лечения резано-колотых ран применялось смазывание лечебной мазью оружия, которым эти раны наносились. И т.п. Во втором случае (гомеопатическая магия) нужное свойство реципиент получает путем имитации соответствующей ситуации. Например, бесплодная женщина избавится от стерильности, если поучаствует в имитации родов. Или рекомендации, регулярно транслируемые по радио России, настоятельно рекомендующие пациентам принимать якобы лекарственные средства с названиями типа «астроглаз», «живокост», «баю-бай», «антигрустин» и т.п., очевидно, в расчет на лечебный эффект не только самого препарата, но и его названия. Детский психиатр, в стремлении избежать появления побочных эффектов психофармакотерапии или назначить дефицитный лекарственный препарат, пишет его название на бумажке, а затем прикрепляет ее к руке ребенка, будучи уверенный в том, что желаемый лечебный эффект непременно последует. И т.д. Интересно, что пациенты с магическим поведением, часто несведующие относительно законов палеомышления и ранее не интересовавшиеся колдовством, во время болезни начинают самостоятельно изобретать приемы магии или воспринимать действия окружащих как имеющие магическую силу в одном из указанном здесь понимании.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МАГИЯ
воплощенные в действия представления о могуществе мысли, обрядов и ритуалов, способных оказывать влияние на окружающий мир.
Размышления о магии содержались в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), где было проведено различие между колдовством и магией. Если колдовство означает искусство влиять на духов, успокаивая и примиряя их, лишая их могущества и подчиняя своей воле, то магия игнорирует духов и служит целям защиты человека от врагов и опасностей. Принцип магии – ошибочное выдвижение идеального перед реальным. Одна из самых распространенных магических процедур состоит в том, чтобы из какого угодно материала сделать соответствующее изображение врага и тем самым иметь возможность производить над ним разнообразные заклинания, действия, манипуляции. Не менее распространенной в истории культуры была также техника демонстрации полового акта с целью обеспечения магическим путем плодородия почвы.
При рассмотрении природы и смысла магии З. Фрейд отталкивался от предшествующих исследований, в частности, работ Дж. Фрезера, в которых различалась имитативная (гомеопатическая) магия, основанная на сходстве между совершенным действием и ожидаемым происшествием, и контагиозная магия, включающая в себя пространственную связь и соприкосновение (реальное или воображаемое). Оба вида магии объясняются наличием ассоциативных процессов. Однако, как считал З. Фрейд, ассоциативная теория магии объясняет только пути, которыми идет магия, а не ее сущность. В действительности магия основывается на желаниях человека, доверии к их могуществу, выдвижении на передний план не предметов внешнего мира, а представлений о них. Словом, господствующий в магии принцип состоит во «всемогуществе мыслей».
Термин «всемогущество мыслей» З. Фрейд позаимствовал у одного из пациентов, страдающего навязчивыми представлениями. Основатель психоанализа исходил из того, что всемогущество мыслей ярче всего проявляется при неврозе навязчивости, хотя оно наблюдается и при других болезненных состояниях, для образования симптома которых решающим является реальность мышления, а не переживания. Невротики живут в особом мире, в котором на них оказывает действие только то, что составляет предмет интенсивной мысли и аффективного представления, а сходство с внешней реальностью является чем-то второстепенным. «Первичные навязчивые мысли таких невротиков по природе своей в сущности носят магический характер».
В работе «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд отметил, что в борьбе с силами окружающего мира первым оружием человека была магия. Он считал, что «вера в магию берет начало в переоценке собственных интеллектуальных операций, в вере во «всемогущество мысли», которое мы, между прочим, находим у наших невротиков, страдающих навязчивыми состояниями».
Техника магии связана с намерением навязать реальным вещам законы душевной жизни. Первоначально духи не играют никакой роли, а впоследствии они сами становятся объектом магического воздействия. По мнению З. Фрейда, магия первичнее и старше, чем учение о духах. И если магия сохранила полностью всемогущество мысли, то анимизм уступил часть этого всемогущества духам и тем самым проложил путь к возникновению религий.
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001