причинение вреда, связанное с механизмами и практикой архаического мышления, когда мысли и поступки отдельного индивида якобы обладают сверхъестественной силой и способны вызвать или предотвратить какое-либо событие. В магическом мышлении, по мнению Леви-Брюля и Д.Фрезера, существует такие упорядочивающие его нормы, как закон подобия (гомеопатии) и закон контактности (сопричастия). Согласно первому закону палеомышления, предмет, явление или действие могут быть самими собой и в то же время чем-то иным. Кукла может представлять собой реального человека, слово – быть фактическим действием. Таким образом, навредив кукле или произнеся какие-либо слова в определенном контексте, например имя человека, можно по-настоящему ему навредить. Согласно второму закону, воздействие на один предмет передаётся на другой, находящийся или бывший с первым в контакте. Например, транссексуал испытывает сексуальной возбуждение лишь в одежде противоположного пола; для него эта одежда является источником полового возбуждения.
Магическое насилие может раасматриваться как деструктивный акт только в том случае если а) индивид сам верит в реальность своих мистических действий и б) в это верит их жертва. Магическое насилие чаще всего реализуется в следующих формах: а) фетишистская, когда образом жертвы выступает фетиш, кукла, материальный символ, которому наносятся физические повреждения с верой в то, что они перейдут на жертву; б) заговорно-заклинательная, которая предполагает речевую форму магического воздействия в виде заговоров и заклинаний. В распространённой и ныне «популярной магии» к таковым относятся порча, сглаз, венец безбрачия, проклятие, бесплодие, мужская несостоятельность, неудачи в делах и проч.
Магическое насилие включает в себя два основных компонента. Во-первых, агрессивный, цель которого причинение вреда человеку или его имуществу. Во-вторых, насильственный, не связанный с причинением вреда, но нацеленный на принуждение жертвы к каким-либо действиям против своей воли (это, например, магические обряды для принудительного повышения сексуального вожделения к кому-либо).
Магическое насилие может быть как культурно-обусловленным феноменом (примитивное мышление в древних культурах), так и психологическим явлением (это, предположительно, клиническая особенность мышления при шизотипических расстройствах, низком социокультурном и образовательном уровне современного индивида). Следует подчеркнуть, что ошибкой является отождествление магического насилия, с одной стороны, с насилием, используемым в религиозных и мистических обрядах в качестве их неотъемлемого символического компонента, с другой (жертвоприношения, ритуальные повреждения).