ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
свойство личности как потребность в познании не только определенных феноменов, но и их систем. Необходимо отличать от любопытства.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
интеллектуально-психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию окружающего мира. Подобно потребности в труде, игре, общении, людям также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и социальном окружении. Л. является важным фактором успеха учебной деятельности школьников и студентов, их самообразования и самовоспитания. Без стремления к знаниям не было бы поиска истины и открытий в различных областях науки и практики. Л. не является врожденным свойством, она приобретается и развивается у человека в процессе его теоретической и практической деятельности.
Любознательность
устойчивая познавательная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию мира. Близко к ней любопытство. Оно рассматривается психологами как ситуативный интерес и в обыденном сознании часто расценивается как поверхностная, несерьезная Л. На самом деле любопытство имеет разные формы. Еще французский философ Ларошфуко писал, что есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что другим неизвестно.
Н. Д. Левитов выделяет непосредственное, наивное любопытство, присущее маленьким детям; праздное любопытство, проявляемое зеваками, сплетниками; и серьезное любопытство, которое свидетельствует о Л. человека.
Н. Д. Левитов выделяет непосредственное, наивное любопытство, присущее маленьким детям; праздное любопытство, проявляемое зеваками, сплетниками; и серьезное любопытство, которое свидетельствует о Л. человека.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
свойство личности как потребность в выявлении особенностей новых предметов и явлений. По Д. Берлайну Л. – основное свойство живых организмов. В отличие от интересов, Л. носит более общий характер и не всегда связана с определенным предметом или родом деятельности. Любознательный человек проявляет соответствующее отношение вообще ко всему, что его окружает, особенно ко всему новому. Интерес всегда проявляется к чемуто определенному, Л. – ко многому, но именно вследствие этого Л. не может носить такого глубокого и такого действенного характера, к–рым отличается интерес. Л. начинает проявляться у детей уже в раннем возрасте, выражаясь в большом количестве вопросов самого различного характера, в манипулировании и экспериментировании с предметами. Развитие Л. продолжается под влиянием школьного обучения и обычно достигает очень высокого уровня в подростковом возрасте. Л. необходимо воспитывать, т.к. это повышает общую культуру, расширяет кругозор, способствует всестороннему развитию и служит основой для формирования глубоких и действенных интересов.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ДАПЫТЛІВАСЦЬ / CURIOSITY– интеллектуально-психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию окружающего мира. Подобно потребности в труде, игре, общении, людям также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и социальном окружении. Л. является важным фактором успеха учебной деятельности школьников и студентов, их самообразования и самовоспитания. Л. не является врожденным свойством, она приобретается и развивается у человека в процессе его теоретической и практической деятельности. Основой Л. является любопытство– бессознательное стремление к познанию, присущее как человеку, так и многим животным. Любопытство является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов, окружающей среды, а также от полученного ранее опыта субъектом познания. Любопытство лежит в основе любого познания. Сейчас Л. активно исследуется у детей дошкольного возраста, разрабатываются методики и технологии ее диагностики и развития. Однако в более старших возрастах развитие Л. также необходимо. Т. В. Разина