ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
свойство личности как потребность в познании не только определенных феноменов, но и их систем. Необходимо отличать от любопытства.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
интеллектуально-психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию окружающего мира. Подобно потребности в труде, игре, общении, людям также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и социальном окружении. Л. является важным фактором успеха учебной деятельности школьников и студентов, их самообразования и самовоспитания. Без стремления к знаниям не было бы поиска истины и открытий в различных областях науки и практики. Л. не является врожденным свойством, она приобретается и развивается у человека в процессе его теоретической и практической деятельности.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Любознательность
устойчивая познавательная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию мира. Близко к ней любопытство. Оно рассматривается психологами как ситуативный интерес и в обыденном сознании часто расценивается как поверхностная, несерьезная Л. На самом деле любопытство имеет разные формы. Еще французский философ Ларошфуко писал, что есть две разновидности любопытства: своекорыстное — внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое — вызванное желанием узнать то, что другим неизвестно.
Н. Д. Левитов выделяет непосредственное, наивное любопытство, присущее маленьким детям; праздное любопытство, проявляемое зеваками, сплетниками; и серьезное любопытство, которое свидетельствует о Л. человека.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
свойство личности как потребность в выявлении особенностей новых предметов и явлений. По Д. Берлайну Л. – основное свойство живых организмов. В отличие от интересов, Л. носит более общий характер и не всегда связана с определенным предметом или родом деятельности. Любознательный человек проявляет соответствующее отношение вообще ко всему, что его окружает, особенно ко всему новому. Интерес всегда проявляется к чемуто определенному, Л. – ко многому, но именно вследствие этого Л. не может носить такого глубокого и такого действенного характера, к–рым отличается интерес. Л. начинает проявляться у детей уже в раннем возрасте, выражаясь в большом количестве вопросов самого различного характера, в манипулировании и экспериментировании с предметами. Развитие Л. продолжается под влиянием школьного обучения и обычно достигает очень высокого уровня в подростковом возрасте. Л. необходимо воспитывать, т.к. это повышает общую культуру, расширяет кругозор, способствует всестороннему развитию и служит основой для формирования глубоких и действенных интересов.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
ДАПЫТЛІВАСЦЬ / CURIOSITY– интеллектуально-психологическая черта личности, ее духовная потребность, проявляющаяся в стремлении к познанию окружающего мира. Подобно потребности в труде, игре, общении, людям также свойственна потребность в знаниях, в оптимальной ориентации в природном и социальном окружении. Л. является важным фактором успеха учебной деятельности школьников и студентов, их самообразования и самовоспитания. Л. не является врожденным свойством, она приобретается и развивается у человека в процессе его теоретической и практической деятельности. Основой Л. является любопытство– бессознательное стремление к познанию, присущее как человеку, так и многим животным. Любопытство является толчком к познанию нового, во многом зависит от внешних факторов, окружающей среды, а также от полученного ранее опыта субъектом познания. Любопытство лежит в основе любого познания. Сейчас Л. активно исследуется у детей дошкольного возраста, разрабатываются методики и технологии ее диагностики и развития. Однако в более старших возрастах развитие Л. также необходимо. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
512.34 кб

Любознательность как фактор успешности учебной деятельности студентов

Новикова Ирина Александровна, Стакина Юлия Михайловна
В статье рассматриваются различные подходы к изучению любознательности, анализируются данные о связи любознательности с успешностью учебной деятельности, приводятся результаты сравнительного исследования любознательности студентов
Читать PDF
226.26 кб

Преподавание музееведения: широта диапазона, гибкость и любознательность

Дэвис Энн
Знание само по себе изменяется, становится более текучим и динамичным, как отметил Зигмунт Бауман, признанными и поддерживаемыми становятся знания, они замещают собой одну-единственную общепризнанную истину. З.
Читать PDF
219.13 кб

Динамика любознательности детей 6 - 8 лет в системе непрерывного образования

Басько Е. Ф.
Читать PDF
256.00 кб

О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей

Меньшикова Елена Александровна
Статья посвящена выявлению психолого-педагогической природы любопытства и любознательности детей.
Читать PDF
182.86 кб

Сравнительный анализ динамики развития любознательности у девушек и юношей

Кудинова Ирина Борисовна, Кудинов Станислав Сергеевич, Богомазова Наталья Владимировна
Приводятся эмпирические результаты лонгитюдного исследования любознательности у юношей и девушек в период обучения в вузе. Исследование любознательности выполнено в рамках концептуального подхода А.И. Крупнова.
Читать PDF
512.74 кб

Специфика проявления любознательности в учебной деятельности студентов

Новикова И. А., Стакина Ю. М.
В статье рассматриваются индивидуально-типические варианты реализации любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов.
Читать PDF
222.09 кб

Особенности проявления любознательности у детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми

Прокопенко Н.В.
Читать PDF
155.75 кб

Гендерные особенности проявления мотивационно-смысловых характеристик любознательности студентов

Кудинова Ирина Борисовна, Богомазова Наталья Владимировна
В статье проводится сопоставительный анализ мотивационных, когнитивных и ценностных характеристик любознательности у юношей и девушек.
Читать PDF
167.63 кб

Сравнительный анализ общительности и любознательности у взрослых людей с разным типом «Ядра» характе

Бердникова Алла Александровна
В статье описываются особенности общительности и любознательности у людей с разным типом «ядра» характера. Раскрыта необходимость исследования данных особенностей для изучения целостной структуры характера.
Читать PDF
141.86 кб

Индивидуально-психологические аспекты проявления любознательности студентов

Кудинова Ирина Борисовна, Богомазова Наталья Владимировна
В статье обсуждается проблема любознательности личности. Рассматриваются индивидуально-психологические особенности ее проявления у студентов.
Читать PDF
3.44 мб

Психологические особенности проявления любознательности младших школьников с высоким уровнем развити

Шубина Лариса Викторовна
Рассмотрена специфика проявления и взаимосвязи структурных компонентов любознательности у учащихся младших классов с высоким уровнем развития творческого мышления.
Читать PDF
3.40 мб

Анализ качества опросника для измерения на линейной шкале любознательности школьников

Маслак Анатолий Андреевич, Рыбкин Алексей Дмитриевич
Проведено измерение любознательности как одного из важных креативных качеств личности. Измерение проводилось в рамках теории измерения латентных переменных на основе модели Раша.
Читать PDF
0.00 байт

Мониторинг любознательности школьников в рамках программы формирования креативных качеств

Маслак Анатолий Андреевич, Рыбкин Алексей Дмитриевич
Цель исследования заключается в проведении мониторинга уровня развития любо-знательности учеников пятых классов в результате реализации программы формирования креа-тивности.
Читать PDF
122.59 кб

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ

Новикова Ирина Александровна
Статья посвящена анализу соотношения любознательности и темперамента как частного случая проблемы соотношения социальных и биологических факторов развития человека.
Читать PDF
116.07 кб

СООТНОШЕНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И НАСТОЙЧИВОСТИ С СУПЕРЧЕРТАМИ ПЯТИФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ

Новикова Ирина Александровна, Воробьёва Александра Андреевна
В статье поставлена проблема соотношений свойств личности, рассматриваемых в рамках системно-функционального подхода А.И.

Похожие термины:

  • Любознательность детская

    активное познавательное отношение к действительности. Л. ребенка проявляется по отношению ко всему, что его окружает, особенно ко всему новому. Л. начинает проявляться с первых месяцев жизни, выра