(1903-1983)-психолог, специалист в области общей и педагогической психологии. Основные темы исследований: речь, мышление и действия ребенка, воспитание ребенка в системе семейных отношений, межпредметные и внутрипредметные связи в практике развивающего обучения.
Соч.:Семейные отношения и их влияние на детей. М., 1940; Очерки психического развития ребенка. М., 1959; Детская психология. М., 1965.
Люблинская Анна Александровна
ЛЮБЛИНСКАЯ АННА АЛЕКСАНДРОВНА
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Люблинская Анна Александровна
(1903–1983) – советский психолог, внесшая заметный вклад в развитие детской психологии. Основная идея Л. и предмет ее многолетних исследований – ведущая роль речи в психическом развитии ребенка. В 60е годы она обратилась к исследованию проблемы развивающего обучения. Основными принципами развивающего обучения были определены: принцип активности, самостоятельности и сознательности как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Максимальная активность, если ее удается вызвать и закрепить, постепенно воспитывает рациональный метод умственной работы и является мощным стимулом развития умственных и творческих способностей. Другой вывод, к–рый для того времени был новаторским, заключался в том, что максимальное повышение активности учащихся может быть достигнуто, если создать проблемный, поисковый характер мыслительной деятельности, а он, в свою очередь, зависит от правильного и продуманного усложнения системы знаний. Л. разделяла взгляды В.Н.Мясищева о главенствующей роли отношений, проявляющихся к другим людям, к коллективу и обществу. Ею были выделены три структурных компонента отношений: многообразие эмоциональных переживаний и состояний, интеллектуальный компонент, практическое поведение. Осн. труды: «Очерки психического развития ребенка», «Детская психология». Под ее руководством были созданы методические пособия по русскому языку, арифметике, трудовому обучению.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002