ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич

Найдено 1 определение
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич

(1870-1965) — русский философ и психолог. Основатель теории интуитивизма и персонализма в России, в которой доказывал, что знание является переживанием, сравнимым с другими переживаниями. Д-р философии (1907), профессор Петербургского ун-та (1916). В юности увлекался атеистическими и революционными идеями. После исключения из гимназии учился в Берне (Швейцария). В 1891 г. вернулся в Россию. Окончив физико-математический и историко-филологический фак-ты Петербургского ун-та (1898), был оставлен при нем для подготовки к профессуре. В этот период (с 1898) прошел стажировку в различных ун-тах Швейцарии и Германии, где слушал лекции В. Вундта, В. Виндельбанда, Г. Мюллера и многих др. философов и психологов. С 1900 г. — приват-доцент ун-та. В 1903 г. получил степень магистра философии и в 1907 г. — степень д-ра философии. В 1912 г. совместно с Э.Л. Радловым организовал издание серии непериодических сборников (Новые идеи в философии) и принимал участие в их редактировании. С 1916 г.— экстраординарный профессор Петроградского ун-та. В 1921 г. как идеалист был уволен из ун-та. В 1922 подвергся аресту и принудительной высылке из России. С 1922 г. — в эмиграции в Чехословакии, где работал в Русском и др. ун-тах Праги, Брно и Братиславы. Профессор Братиславского ун-та (1942). В 1920—30-х гг. принимал активное участие в работе Русского психиатрического кружка в Праге, которым руководил пионер российского психоанализа Н.Е. Осипов. После смерти Н.Е. Осипова (1934) был одним из ред. книги Жизнь и смерть. Памяти доктора Н.Е. Осипова (1935, Прага), в которой опубликовал статью Н.Е. Осипов как философ. Впоследствии охарактеризовал философское творчество Н.Е. Осипова в книге История русской философии (1951). В 1945 г. переехал во Францию. С 1946 г. жил и работал в США. С 1947 г. был профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Исследовал комплекс фундаментальных проблем философии, которую понимал как науку о мире как целом, призванной установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем. Особое внимание уделил изучению вопросов гносеологии, онтологии,антропологии,аксиологии, этики, эстетики, истории русской и мировой философии. Предложил понимание интуиции как непосредственного сознания субъектом процессов внутренней и внешней жизни. Разработал теорию гносеологической координации, утверждавшей, что объект познания как целое скоординирован с познающей личностью во всей целостности ее. Создал концепцию множественности субстанций. Исследовал и развивал учение о перевоплощении. Считал, что общество социальной справедливости должно основываться на различных формах собственности. В качестве цели государства признавал обеспечение всех членов общества материальными и духовными условиями. Осуждал попытки социальных реформаторов решать общественные проблемы одним махом. Настаивал на целесообразности эволюционного пути развития человека и общества. Автор книг Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, 1903; Обоснование интуитивизма, 1906; Нравственная личность Толстого, 1911; Введение в философию, 1911; Интуитивная философия Бергсона, 1914; Мир как органическое целое, 1917; Основные вопросы гносеологии, 1919; Современный витализм, 1922; О единстве церкви. Проблемы русского религиозного сознания, 1923; Свобода воли, 1927; Типы мировоззрений. Введение в метафизику, 1931; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция, 1938; Условия абсолютного добра. Основы этики, 1949; Характер русского народа, 1957; Воспоминания. Жизнь и философский путь, 1968; и др. В.И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005