Лоренц Конрад

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Лоренц Конрад | Lorenz, Konrad (1903-1989)
Лоренц никогда не проводил строгих экспериментов, а его описательные наблюдения часто носили эпизодический характер. Он выводил из себя коллег, заявляя: "Если у меня есть хоть один хороший пример, то мне наплевать на статистику".

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Лоренц Конрад
1903–1988) — австрийский биолог, один из основателей этологии. Проводил исследования поведения животных и человека, в частности импринтинга и агрессивности. Автор книг „Кольцо царя Соломона“ (1970), „Человек находит друга“ (1971).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЛОРЕНЦ КОНРАД
1903-1988) - австрийский естество испытатель, один из основоположников современной этологии. Изучал поведение животных и человека, исследовал проблемы эволюции, структуры факторов и механизмов поведения животных, механизмы импритинга. Основные работы - «Кольцо царя Соломона», M., 1970, «Человек находит друга» (1971).

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

ЛОРЕНЦ КОНРАД
(Lorenz Konrad) (1903—1988)-австрийский ученый, известный исследователь поведения животных, основатель этологии как науки о поведении животных. Предложил теорию жизненной роли и происхождения агрессивного поведения.
Соч.:Кольцо царя Соломона. М., 1970; Человек находит друга. М., 1992; Агрессия. М., 1994; Оборотная сторона зеркала. М., 1998.См. агрессивность, этология.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛОРЕНЦ КОНРАД
1903–1989) – австрийский биолог и философ, один из основателей этологии. В 1928 г. защитил докторскую диссертацию по философии, в 1932 г. – по медицине. С 1940 г. – профессор сравнительной психологии в Кенигсберге. Лауреат Нобелевской премии 1973 г. по физиологии и медицине (совм. с Н. Тинбергеном и К. Фришем). Разработал учение об инстинктах животных и их развитии в фило– и онтогенезе. Проводил аналогию между поведением животных и человека. Трактовал агрессивность как биологически обусловленный фактор адаптации.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Лоренц (Lorenz) Конрад
(1903 Вена, Австрия - 1989, Альтенберг, Австрия) - австрийский биолог и философ, один из основателей этологии.
Биография. В 1928 г. защитил докторскую диссертацию по философии, в 1932 г. - по медицине. С 1940 г. - профессор сравнительной психологии в Кенигсберге. Лауреат Нобелевской премии 1973 г. по физиологии и медицине (совм. с Н.Тинбергеном и К.Фришем).
Исследования. Разработал учение об инстинктах животных и их развитии в фило- и онтогенезе. Описал эффект импринтинга. В своей "эволюционной теории знания" рассматривал эволюцию когнитивных функций по аналогии с некими рабочими гипотезами, проверяемыми посредством проб и ошибок. Проводил аналогию между поведением животных и человека. Трактовал агрессивность как биологически обусловленный фактор адаптации.
Сочинения. Sogenante Bose. Zur Naturgeschichte der Aggression. Wien, 1963;
Кольцо царя Соломона. 1970;
Человек находит друга. 1971;
Die Ruckseite des Spiegels. Munchen, 1973;
Der Abbau des Menschlichen. Munchen, 1983

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛОРЕНЦ Конрад

(1903-1989) -австрийский биолог и зоопсихолог, один из основателей этологии. Окончил Венский ун-т (д-р медицины, 1928; докт. степень по зоологии, 1933). Один из основателей журнала Zeitschrift fur Tierpsychologie , ставшего ведущим изданием по этологии (1937). В 1950 г. вместе с Э. фон Хольстом основал в ФРГ Институт физиологии поведения, который стал одним из главных этологических научных центров. В 1961 — 1973 гг. был его директором. После отставки Л. вернулся в Австрию и возглавил отдел в Институте сравнительного изучения поведения Австрийской АН, а с 1982 г. — Konrad-Lorenz-Institut tier Osterreichischen Akademie der Wissenschaften. Вместе с Н. Тинбергеном основал этологию как науку, разрабатывал этологичес-кие подходы к психологии человека и к анализу социокультурных проблем и опасностей, которые несет для человечества современная техническая цивилизация. Являясь одним из основателей эволюционной эпистемологии (очень влиятельного направления в современной философии знания), много занимался психологией познавательной деятельности. Этологическая теория Л., созданная в 1930-е гг., в ряде моментов напоминает психоанализ 3. Фрейда, хотя при ее создании он относился к идеям Фрейда резко отрицательно и только позже признал значительное сходство их взглядов в разделе теории мотивации. В 1950-е гг. Л. видоизменил свою этологическую концепцию, перестав делить поведение на врожденное и приобретенное, но настаивал на существовании характеристик поведения, закрепленных генетически и не способных адаптивно изменяться в результате научения. Он утверждал, что научение основано на сложных генетических программах, и что поведение человека также базируется на врожденных генетических программах, которые гораздо сложнее, чем у животных, и что наличие этих программ обеспечивает способность к культурному развитию. Главные итоги исследований Л. в области механизмов научения, психологии и эволюционной эпистемологии в 1940—60-е гг. содержатся в его книге Обратная сторона зеркала (Die Ruckseite des Spiegels, Munchen, 1973). Основной тезис Л. состоит в том, что врожденные формы восприятия и мышления, которые Кант называл априорными, и весь познавательный аппарат человека в целом есть продукт эволюции путем естественного отбора и что рассмотрение особенностей этой эволюции необходимо для понимания принципов функционирования этого аппарата и процесса познания. Согласно Л., ряд когнитивных функций, закрепленных генетически в ходе эволюции, является предпосылками к лингвистическим способностям и символическому мышлению. Особое место занял у Л. анализ агрессивного повеления, которому он посвятил книгу Так называемое зло (Das Sogenannte Bosc, Wicn, 1963), вызвавшую бурную полемику, не утихающую до сих пор. Изложив в ней этологические представления о врожденных механизмах агрессивного поведения у животных, сводящих к минимуму вероятность нанесения физического вреда, Л. утверждает далее, что агрессивное поведение у человека так же имеет врожденную основу, обладает спонтанностью и активно ищет своего выхода, если долго не проявлялось, и поэтому его нельзя исключить только путем воспитания и изменения внешних условий. Он показывает, что агрессивное поведение и его мотивация включены во все другие подсистемы поведения, в том числе связанные с творчеством, исследовательской активностью, любовью и дружбой. Беды, связанные с агрессией, Л. объясняет сбоем врожденных механизмов, выработанных в ходе антропогенеза, когда человек стал быстро изменять условия своего существования (изобретение оружия, резкие изменения в социальной организации, появление массовых идеологий и др.). Л. считает, что наиболее эффективное средство контроля над агрессивным поведением — сознательное использование механизмов, выработанных биологической эволюцией, которые переводят агрессию в безопасное и даже полезное русло (переадресация агрессивного поведения, его сублимация и культурная ритуализация по аналогии с биологической). Позднее Л. продолжал разрабатывать тему противоречия между природной конституцией человека, определяющей врожденные закономерности его поведения, и условиями, порожденными технической цивилизацией, посвятив этому много статей и две книги: Die acht Todsunden der zivilisierten Menschheit, 1973 (в рус. пер.: Восемь смертных грехов цивилизованного человечества/ Вопросы философии, 1992, №3) и Der Abbau des Menschlichen , 1983 (Упадок человеческого). Однако Л. надеялся, что человечество справится с этими проблемами благодаря врожденной способности ощущать ценности, независимо от того, связаны ли они с генетически запрограммированными или с культурными нормами поведения. Будучи истовым дарвинистом, Л. тем не менее предполагал, что наши врожденные чувства красоты, гармонии и добра не являются только следствием естественного отбора, т. к. имеют и самостоятельное неутилитарное значение. В рус. пер. также издано: Кольцо царя Соломона , М., 1970, 2002; Человек находит друга, М., 1971, 1992, 2001; Агрессия (так называемое зло), 2001. ЕЛ. Гороховская

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

ЛОРЕНЦ КОНРАД
Конрад Захария Лоренц родился 7 ноября 1903 г. в Вене в семье преуспевающего хирурга-ортопеда. Начальное образование он получил в частной школе. Для продолжения образования Лоренц поступил в «Шоттенгимназиум» - престижное учебное заведение, где он смог подкрепить свой интерес к зоологии, обучаясь принципам эволюции. В 1922 г. Лоренц, решив заняться медициной, поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке, однако спустя полгода продолжил учебу уже на медицинском факультете Венского университета. Получив в 1928 г. медицинскую степень, Лоренц начал работать над диссертацией по зоологии. В то же время он служил в должности ассистента на кафедре анатомии и успевал читать лекционный курс по сравнительному поведению животных. Лоренц на протяжении всей своей жизни испытывал, по собственному признанию, «страстную любовь к животным», следствием чего стало одно из первых открытий Лоренца - феномен импринтинга (запечатления), представляющий собой особую форму научения, которая наблюдается на ранних этапах жизни животных. Для новорожденных утят, например, первый попавшийся в их поле зрения объект выступает как определенный притягательный символ, за которым они готовы следовать, не осознавая роль и предназначение этого объекта. До начала 30-х гг. XX в. во взглядах на природу инстинктов преобладали две основные парадигмы - витализм и бихевиоризм. Для виталистов поведение животных в естественной природной среде обусловливалось достаточно абстракт- ным понятием «мудрость природы» или теми же факторами, что и поведение человека. По мнению бихевиористов, как правило, занимавшихся изучением поведения животных при экспериментах в лабораторных условиях, поведение животных целиком и полностью зависит от рефлексов, а не от инстинктов. Лоренц, вначале разделявший взгляды бихевиористов, путем проведения собственных исследований пришел к выводу, что именно инстинктивное поведение животных является внутренне мотивированным. В 1936 г. Лоренц вывел следующее правило: инстинкты вызываются не рефлексами, а внутренними побуждениями. На симпозиуме в Лейдене Лоренц встретился с голландцем Николасом Тинбергеном, с которым они начали работать совместно. Их плодотворное сотрудничество вылилось в выдвижение гипотезы, согласно которой источником инстинктивного поведения животных выступают внутренние мотивы, побуждающие к поиску обусловленных средой, или социальных, стимулов. Их гипотеза о так называемом ориентировочном поведении содержит также следующее определение: как только животное сталкивается с какими-нибудь «ключевыми стимуляторами», роль которых могут выполнять определенные сигнальные раздражители, оно автоматически выполняет стереотипный набор движений (так называемый ФДП - фиксированный двигательный паттерн). Для каждого вида животных характерна своя система ФДП и связанных с нею сигнальных раздражителей. В 1937 г. Лоренц читал лекции по психологии животных в Вене, а в 1940-м получил должность на кафедре психологии Кенигсберг-ского университета. В это время он изучал процесс одомашнивания гуся, что предполагало утрату гусем навыков, приобретенных в борьбе за выживание в естественной среде, возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Склонный к обобщениям Лоренц пришел к тому выводу, что подобные проявления вполне могут иметь место и у человека, следствием чего явилась статья, по собственному признанию Лоренца, использовавшая «худшие образцы нацистской терминологии». Эта статья дала повод упрекать Лоренца в сотрудничестве с нацистами, хотя, скорее всего, она явилась результатом политической недальновидности. Он прекратил сотрудничество с Тинбергеном вследствие ареста последнего нацистами. Сам Лоренц был призван в армию, в 1942 г. попал в плен и проработал в госпитале для военнопленных вплоть до 1948 г. По возвращении в Австрию Лоренц не смог получить никакой официальной должности, однако пытался продолжать свои исследования, пользуясь материальной поддержкой друзей. Так, в 1950 г. ему удалось вместе с Эриком фон Холстом основать Институт физиологии поведения Макса Планка. Лоренц является основоположником этологии как науки о «биологии поведения» - общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Вплоть до самой смерти Лоренц занимался этологическими исследованиями, причем преимущественное внимание уделял изучению поведения водоплавающих птиц. Несмотря на свой официально признанный статус эксперта в области этологии, за некоторые теории Лоренц подвергался вполне обоснованной критике. Наиболее известным его трудом является книга под названием «Так называемое зло», опубликованная в 1963 г. Здесь Лоренц определяет агрессивное поведение как изначально присущий всем живым существам и имеющий глубинную природную основу элемент. По Лоренцу, инстинкт агрессии является чрезвычайно важным, поскольку он способствует осуществлению в животном мире практически всех функций, включая установление социальной иерархии, сохранение контроля над определенной территорией и т.д. Эту книгу, возможно, критиковали бы намного реже, если бы Лоренц не распространил свои выводы, предназначенные исключительно для животного мира, на поведение человека. Лоренц даже попытался дать рекомендации по смягчению враждебности в человеческом обществе и предотвращению войн. Эти «квазинаучные» рекомендации вызвали бурный общественный резонанс, выразившийся в нескончаемых дискуссиях, ведущихся, кстати, и по сегодняшний день, по поводу природы агрессивности. Однако, по мнению, выраженному Эрихом Фроммом в работе «Анатомия человеческой деструктивности», достаточно глубоко проанализировавшего труд «Так называемое зло», рекомендации Лоренца «либо тривиальны, либо просто наивны». В 1973 г. Конрад Лоренц совместно с Николасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине. Причем основным достижением Лоренца считалось то, что он «наблюдал модели поведения, которые, судя по всему, не могли быть приобретены путем обучения и должны были быть интерпретированы как генетически запрограммированные». Лоренц в немалой мере способствовал осознанию того факта, что поведение в значительной степени определяется генетическими факторами и подвержено действию естественного отбора. Однако невозможно оспорить тот факт, что некоторые обобщения Лоренца касательно человеческой природы и человеческого поведения представляются довольно спорными. В 1973 г. из Института Макса Планка Конрад Лоренц ушел на пенсию, но, несмотря на это, продолжал заниматься исследованиями в отделе социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге. Скончался ученый в 1989 г. Заслуги Конрада Лоренца перед мировой наукой поистине неоценимы: при жизни он был отмечен множеством наград и знаков отличия, среди которых золотая медаль Нью-йоркского зоологического общества, врученная в 1955 г., Венская премия за научные достижения, присужденная Венским городским советом в 1959 г., премия Калинги, присужденная ЮНЕСКО в 1970 г. Лоренц также был избран иностранным членом Лондонского королевского общества и Американской национальной академии наук.

Источник: Яровицкий В. 100 великих психологов. 2004

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
207.82 кб

Сравнительная антропология в биологии и психиатрии: Карл Ясперс и конрад Лоренц

Власова О. А., Андрюшина Л. В.
В статье осуществляется анализ сравнительных междисциплинарных теорий XX века на примере философской психиатрии Карла Ясперса и эволюционной эпистемологии Конрада Лоренца.