ЛОНГИТЮДНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Найдено 1 определение
ЛОНГИТЮДНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(от англ. longitude - долгота) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека; изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же лиц на протяжении нескольких лет, напр., многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе. Гипотеза, которая лежит в основе Л.э., состоит в том, что развитие человека определяется его возрастом, биологическими причинами, индивидуальными и историческими событиями и условиями окружающей среды. Начало развитию этой исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В. Штерн, А.Н. Гвоздев). Первоначально Л.э. складывался в детской и возрастной психологии как альтернатива господствовавшим методам определения состояний или уровней развития - методам поперечных срезов. Самостоятельная ценность Л.э. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами. Его организация предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии, праксиметрии и пр. Временная дистанция между измерениями при Л.э. зависит от рассматриваемого периода жизни. Напр., для взрослого неделя - это очень короткий промежуток времени, в то время как для новорожденного - это очень значительный промежуток времени. Лучше всего проводить наблюдения с постоянными интервалами. Для Л.э. важно выделить факторы, которые могут влиять на исследование. Если данные факторы определены до начала исследования, то можно включить их в исследование и учитывать их влияние. Преимущества Л.э.: он объясняет изменение, которое происходит с возрастом; предусматривает наблюдение или измерение на одних и тех же испытуемых, наблюдение за ними ведется в течение определенного времени; позволяет сравнение с другими испытуемыми; позволяет сравнивать изменения, которые происходят при различных внешних условиях. Недостатки Л.э.: требуется много времени, чтобы завершить исследование; отсев - некоторые испытуемые могут выйти из исследования или их по различным причинам нельзя будет найти; повторение проб, что может снизить валидность исследования; устаревание теоретико-методологического аппарата, который использовался в начале исследования; эквивалентность используемых тестов, если они повторяются несколько раз. Особенно часто Л.э. применяется при изучении развития близнецов. Первоначальной формой таких исследований являлись всевозможные дневники наблюдений за развитием детей в условиях семейного воспитания.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.