ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Найдено 9 определений термина ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

англ. longitude -долгота) - длительное по времени своего проведения научное исследование процессов формирования, развития и изменения каких-либо психических или поведенческих явлений.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮДНОЕ

исследование лонгитюдиональное) - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека; изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же детей на протяжении нескольких лет, в коем можно использовать методы наблюдения, эксперимента и тестирования. Начало развитию этой исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В. Штерн, А. Н. Гвоздев). Первоначально исследование лонгитюдное как метод срезов продольных складывалось в психологии детской и возрастной как альтернатива господствовавшим методам определения состояний или уровней развития - методам срезов поперечных. Самостоятельная ценность исследований лонгитюдных связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей меж его фазами. Их организация предполагает одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии, праксиметрии и пр. В последнее время в психологии детской и возрастной в связи с разработкой экспериментальных программ обучения и воспитания выяснено ограниченное значение исследований лонгитюдных традиционного типа и установлено, что они могут оказаться эффективными, если будут построены как исследование различных вариантов развития.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Лонгитюдное исследование

longitudinal study) - исследование, в котором одни и те же испытуемые наблюдаются в течение длительного периода времени.

Источник: Р. Комер.Общая психология:глоссарий

Лонгитюдное исследование

длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.

Источник: Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

Лонгитюдное исследование

англ. longitude — долгота] — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Самостоятельная ценность Л. и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами. В. И. Слободчиков

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

от англ. longitude — долгота...) — длительное и систематическое исследование одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. применялось в детской и возрастной психологии. Его применение в инженерной психологии и психологии труда позволяет проследить процесс становления профессионального мастерства, формирования сложных навыков, овладения различными приемами труда и т. д. Организация Л. и. предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Лонгитюдное исследование

longitudinal study). В психологии развития — план, в котором возраст является независимой переменной, а одна и та же группа людей периодически исследуется на протяжении многих лет.

Источник: Дж. Гудвин. Исследование в психологии методы и планирование. 2004 г

лонгитюдное исследование

( от англ. longitude – долгота) – длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути личности и на основе этого делать определенные выводы.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Лонгитюдное исследование

(от англ. longitude - долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально лонгитюдное исследование (как метод "продольных срезов") складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний, или уровней, развития (методам "поперечных срезов"). Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Личностный потенциал первокурсников и их экзаменнационная результативность: лонгитюдное исследование

Будакова А.В.
С использованием Шкалы базисных убеждений, Опросника самоорганизации деятельности и Теста жизнестойкости изучены параметры личностного потенциала первокурсников в их взаимосвязи с результатами ЕГЭ, первой и второй сессий в университете. Обсуждается проблема влияния личностного потенциала на экзаменационную результативность.
Скачать PDF

Сравнительное лонгитюдное исследование ценностных ориентации и направленности личности педагогов общ

Костюченкова Ольга Евгеньевна.
Представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязи ценностных ориентации и направленности личности педагогов разного возраста и разного стажа педагогической деятельности. Показано, что прохождение соответствующих этапов профессионального становления сопровождается определённой динамикой ценностных ориентации и направленности личности педагогов. Выявлена динамика приоритетности локуса ценностных ориентации у педагогов и её взаимосвязь с профессиональной деятельностью.
Скачать PDF

Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников

Воронова Марина Николаевна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье излагаются результаты популяционного лонгитюдного нейропсихологического исследования развития высших психических функций (ВПФ) у младших школьников — учеников 1—3-го класса московской средней общеобразовательной школы (n=84). С помощью 7 индексов, отражающих состояние отдельных компонентов ВПФ, таких как произвольная регуляция деятельности, серийная организация движений и действий, переработка кинестетической, слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации, регуляция активации, в трех срезах (в первом, втором и третьем классе) прослежена динамика компонентов ВПФ выборки в целом и групп детей с разным исходным (измеренным в 1-м классе) уровнем развития ВПФ (высоким, средним, низким). Исследование обнаружило в целом положительную динамику состояния структурно-функциональных компонентов ВПФ у обследованных детей. Группы детей с разным исходным уровнем развития ВПФ стойко сохраняли в каждом из срезов различия в степени сформированности компонентов ВПФ, несмотря на то, что наибольшая динамика компонентов ВПФ была обнаружена у детей с начально низким, а наименьшая — у детей с исходно высоким уровнем развития ВПФ. Среди компонентов наименьшая динамика была выявлена в развитии произвольной регуляции, т.е. функций программирования, регуляции и контроля деятельности. Отсутствие у детей с исходно высоким уровнем функционирования значимой динамики от первого к третьему классу по данной функции может быть связано с падением их учебной мотивации, с тем, что их обучение идет в зоне актуального развития, а не в зоне ближайшего развития.
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПТСР (ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ Г. БЕСЛА

Текоева Залина Сергеевна
В работе представлены результаты одной из линий десятилетнего лонгитюдного исследования особенностей влияния ПТСР на эмоциональное развитие детей младшего школьного и подросткового возраста, переживших в 2004 г. теракт при нападении на школу №1 в г. Беслане и прошедших в той или иной степени курс психологической реабилитации. Анализируется различие эмоциональной сферы, в особенности «страхов», у детей, находившихся внутри школы, и детей, косвенно вовлеченных в травмирующее событие. В число испытуемых также входили дети, пережившие теракт в дошкольном возрасте в 2004 г. и составившие группу первоклассников в 2005 г., у которых, как и у детей старшего возраста, наблюдалась вся симптоматика ПТСР. Исследование состояло из ежегодного тестирования серией проективных методик, а также личных наблюдений за развитием детей с ПТСР в ходе психокоррекционной работы, продолжающейся в течение всего периода (2005-2015). Результатом стало углубление понимания особенностей детского ПТСР в условиях массовой травмы, значения степени вовлеченности в травматическое событие и роли социокультурного контекста. Полученные данные могут быть использованы для организации реабилитационной работы с детьми младшего школьного возраста и подростками c ПТСР.
Скачать PDF

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ОТЦОВСТВА

Борисенко Юлия В.
В статье даны определение, характеристика и психологическое наполнение термина «стратегии отцовства», описаны психологические предпосылки выделения конструктивных и неконструктивных стратегий отцовства; охарактеризована специфика конструктивных стратегий отцовства. Описаны особенности формирования конструктивных стратегий отцовства, связанные с условиями развития личности мужчины, начиная с самого раннего возраста. Выделены психологические компоненты стратегий отцовства, такие как принятие гендерной идентичности, особенности ценностно-смысловой сфер и личностной зрелости. Описаны результаты двенадцатилетнего лонгитюдного исследования возможностей психологической тренинговой работы по развитию конструктивных стратегий отцовства, описаны немедленные и отсроченные (после рождения ребенка) результаты психологической работы с мужчинами, не имеющими детей на момент прохождения тренинга. В результате анализа приведенных данных сделан вывод о том, что тренинговая работа с юношами, направленная на формирование ответственного отцовства эффективна и имеет долгосрочный положительный эффект более, чем через десять лет.The article represents the definition, characteristics and theoretical approaches and psychological basis to constructive fatherhood strategies development. The specifics of the constructive fatherhood strategies development are analyzed in the connection with the life experience and family conditions of the man from an early age. The paper features such components of fatherhood strategies as gender role acceptance, characteristics of the spheres of life goals and sense-bearing and that of personality maturity. It provides the results of a 12-year longitudinal study of the psychological training of responsible fatherhood. The article also represents an analysis of immediate and delayed (about ten years after the training) results of psychological courses for men with no children at the moment of the training. The conclusion is that responsible fatherhood courses for male adolescents have a positive longtime (10 years +) effects.
Скачать PDF

Индивидуально-психологические предикторы в лонгитюдных исследованиях образовательных и профессиональ

Попов Дмитрий Сергеевич, Тюменева Юлия Алексеевна, Кузьмина Юлия Владимировна
Представлены первые результаты Мониторинга образова тельных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов, на чатого Государственным университетом Высшей школой эко номики в 2009 г. С целью определить индивидуальные харак теристики, наилучшим образом предсказывающие изменения в образовательной и профессиональной траектории, опрошены студенты выпускных курсов высших учебных заведений двух реги онов РФ. Выделены группы учащихся, которые с наибольшей ве роятностью сменят образовательную и профессиональную карье ру, начатую в вузе. Обсуждается значимость отобранных незави симых переменных в отношении двух основных причин изменения траектории: неуверенности в профессиональной карьере на по следнем году обучения и низких академических достижений сту дентов. Рассматриваются перспективы начатого исследования.
Скачать PDF

Лонгитюдная стратегия исследований качества и изменений браков: отечественная традиция и зарубежный

Солодников Владимир Владимирович
Во вступительной статье рассматриваются различные трактовки стабильности и качества брака (семьи) в отечественной социологической традиции; сопоставлены результаты двух срезовых советских исследований, посвященных взаимосвязи удовлетворенности супругов браком и его продолжительностью. Показана ограниченность такой исследовательской стратегии. Прокомментировано содержание двух зарубежных статей, посвященных использованию лонгитюдной стратегии (метааналитического обзора и общенационального исследования об изменении стабильности и качества брака в зависимости от его продолжительности). Выделены главные черты обеих статей (включая опору на развитие личности в течение всей жизни), которые могут быть использованы российскими исследователями (социологами и психологами) и студентами.
Скачать PDF

Лонгитюдные изменения качества и стабильности брака: обзор теорий, методов и исследований)

Карни Бенджамин Р., Брэдбури Томас Н.
В изучении брака многие результаты были получены с помощью срезовых (cross-sectional) исследований. Однако понимание динамики браков: того, как они становятся успешными или неудачными, — лучше достигается с помощью лонгитюдных данных. Авторы изучили и проанализировали литературу, посвященную изменениям качества и стабильности брака с течением времени. Попытались понять, могут ли ведущие теории объяснять изменения качества и стабильности брака. Обобщены и проанализированы методы и результаты 115 лонгитюдных исследований более 45 тыс. браков; предложены рекомендации по их усовершенствованию. На основании результатов исследований составлена модель, объединяющая достоинства существующих теорий брака и намечающая перспективы дальнейшего изучения изменений брака.
Скачать PDF

Элементы лонгитюдного исследования особенностей личности в период подросткового кризиса

Орлова А.А.
Целью работы является изучение закономерностей индивидуально личностных изменений, которые ребенок приобретает в подростковом возрасте. Задачей является выявление факторов, влияющих на благополучное течение подросткового кризиса, возникающих в этот период. Статья содержит результаты исследования с применением методик следующих авторов: Кеттелла, Бека, Пантелеева, Роджерса и Даймонда, Спилбергера и Ханина и др. Работа представляет интерес для детских психологов и психотерапевтов, а также неспециалистов: родителей и учителей.
Скачать PDF

Интер- и интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования

Представленное в статье лонгитюдное исследование ориентировано на выявление интери интрасубъектных факторов, задающих динамику социального становления в период взросления от начального школьного возраста к возрасту ранней зрелости. В качестве интерсубъектных факторов рассмотрены условия образовательной среды, созданной в ходе педагогического эксперимента. В качестве интрасубъектных факторов – особенности ментальной репрезентации себя и мира. Лонгитюдное исследование продолжительностью 18 лет проведено по нескольким направлениям: сравнение данных двух этапов исследования; анализ интраиндивидуальной динамики социального развития участников эксперимента, выявление устойчивости представлений о себе во времени. В первой части исследования представлены выявленные типичные для возрастной группы «точки» социального развития, в частности, развития идентичности с человечеством («я человек»). В 7-9 лет типичным в представлениях о себе является отсутствие данной идентичности, к подростковому возрасту в ментальном представлении себя сосуществуют два образа «Я» и «Человек», к 25 годам идентичность «я человек» формируется примерно у 40% молодых людей. Специально организованные педагогические условия способствуют актуализации идентификации с человеческой общностью, эта идентичность при определенных условиях может быть актуализирована в младшем школьном возрасте. Возраст 7-8 лет рассматривается как сензитивный для формирования социальной идентичности. Сформированная идентичность является устойчивой во времени, сохраняется у большинства обучающихся в последующие десятилетия. Во второй части рассмотрены результаты анализа специфики влияния ментальной репрезентации себя на последующее социально-психологическое развитие. Этот подход позволил сделать попытку решения проблемы типизации путей становления социальной зрелости и предложить описание пяти эмпирических интраиндивидуальных путей становления социальной зрелости в период от 7 до 25 лет. Результаты данного исследования имеют теоретическую значимость для психологии развития, возрастной и педагогической психологии, Они ставят задачу создания периодизации социального развития человека, с определением сензитивных периодов для появления в ментальной репрезентации социальных идентичностей, способствующих социальной и личностной зрелости, психологическому здоровью. Выявленные закономерности могут быть использованы при проектировании социального развития в начальной школе, основанном на учете интерсубъектных факторов становления социальной зрелости. Дальнейших исследований требует полученная типология интраиндивидуальных путей становления социальной зрелости.
Скачать PDF

Интери интрасубъектные факторы становления социальной зрелости. Опыт лонгитюдного исследования

Гудзовская Алла Анатольевна
В первой части данной статьи приводится описание подхода к пониманию социальной зрелости и операциональных критериев ее оценки. В самом общем виде социальная зрелость определяется готовностью личности принять на себя ответственность за развитие тех общностей, в которые личность включена. Социальная идентичность с широкими социальными общностями является неотъемлемым компонентом социальной зрелости. В статье приводятся результаты анализа возраста (интрасубъектный фактор) и психолого-педагогических условий (интерсубъектный фактор) появления в метальной репрезентации себя социальной идентичности «Я-человек». Межиндивидуальная траектория становления социальной зрелости проходит через несколько «точек». В возрасте 7 лет типичным является позиция «Я», к подростковому возрасту в представления себя как человека появляется образ «Человека», чьи свойства не соотнесены с собственными качествами. В последующие годы к 25 годам у больше чем трети молодых людей в Я-концепции возникает устойчивая идентичность «Я-человек». Создание психолого-педагогических условий в начальной школе, основанных на развитии детской кооперации, развитии способностей детей к диалоговому общению с разными участниками образовательного процесса, актуализации разноуровневых социальных идентчиностей, позволяет интериоризовать идентичность «Я-человек» двум третям участников эксперимента. Результаты оказываются устойчивыми по времени (18-летний период). Во второй части публикации приводятся результаты анализа специфики влияния ментальной репрезентации себя на последующее социально-психологическое развитие. Корреляционный анализ между показателями категориальной структуры текстов на одну тему, написанных авторами в возрасте 7 и 25 лет позволил выявить эмпирические типы путей становления социальной зрелости. Среди которых: «Я для Общества», «Я для Других», «Я для Семьи», «Я для Дела» и «Я для Себя». Приводятся основания выявленных путей, эмпирическое описание, интерпретация с точки зрения полноты социальной зрелости представителей каждого типа.
Скачать PDF

ДИНАМИКА ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕТСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье обобщены результаты изучения динамики затрудненного общения детей от пятилетнего до тринадцатилетнего возраста: выявлены основные закономерности генезиса затрудненного общения ребенка; описаны типичные коммуникативные трудности и формы неконструктивного поведения в общении на разных этапах детства. Установлено, что на каждом этапе детского онтогенеза ребенок как субъект общения испытывает нормативные коммуникативные трудности, связанные с решением возрастных задач в сфере общения; невозможность своевременно и успешно преодолеть эти трудности тормозит процесс коммуникативного развития ребенка. Кроме того, на разных этапах детства у ребенка могут возникать ненормативные коммуникативные трудности, связанные с особенностями индивидуального развития, влиянием биологических и социальных факторов. Выявлена динамика структурной организации затрудненного общения ребенка на разных этапах детства; сензитивные периоды для возникновения базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных коммуникативных трудностей. Кризисные периоды возрастного развития сопровождаются резкими изменениями в характере общения ребенка, сопровождаются возникновением разнообразных коммуникативных трудностей, которые становятся более осознанными, ярче проявляются при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, что в свою очередь детерминирует неконструктивные стратегии коммуникативного поведения (протестное, агрессивное, демонстративное, конформное).
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: