ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

Найдено 7 определений термина ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

1927-1989) - сов. психолог, ученик Б. Г. Ананьева, 1-й декан факультета психологии ЛГУ (1966), организатор и директор Ин-та психологии АН (1971), основатель и главный ред. "Психологического журнала"; автор свыше 300 работ. Известен как один из создателей отечественной инженерной психологии, крупный методолог психологической науки, сформулировавший принципы т. н. системного подхода к анализу психических явлений. Основные работы: "Человек и техника" (1966, 2-е изд.); "Методологические и теоретические проблемы психологии" (1984). (Б. М.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

Борис Федорович Ломов родился 28 января 1927 г. в Нижнем Новгороде. Уже во время обучения в школе он отличался высоким уровнем интеллекта, трудолюбием и любознательностью. К тому же, учась в старших классах, он заинтересовался психологией. Его мечта - заниматься любимым предметом - сбылась, когда он поступил в Ленинградский государственный университет на факультет психологии. В то время на факультете работали и читали лекции многие известнейшие психологи, в том числе А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и Б.Г. Ананьев. Во время учебы в университете Б. Ф. Ломов очень активно занимался научной работой, уже в то время начали выходить в свет его первые статьи. Собирая данные различных исследований, теоретические разработки психологов, он сводил их к одному выводу. Так уже в студенческие годы зарождался его принцип системности как основной инструмент психологического познания В целом этот подход был сформирован несколько позднее. В конце 1950-х гг. Б.Ф. Ломов заинтересовался проблемами существования человека в производственной сфере жизни. Б.Г. Ананьев предложил ему попытаться применить психологические законы к трудовой практике людей. Молодой ученый занялся этой проблемой и успешно разработал несколько способов внедрения теоретических основ психологии в общественно-трудовую практику. Его книга «Человек и техника: очерки инженерной психологии», которая вышла в 1966 г., разошлась огромным тиражом и использовалась многими руководителями-производственниками. Б.Ф. Ломов предложил в ней несколько методов повышения производительности труда, основанных на психологических законах. Кроме того, он высказал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья и гуманного умонастроения работников. Благодаря своему трудолюбию и выдающимся способностям Б.Ф. Ломов скоро стал одним из ведущих специалистов в области инженерной психологии. В 1964 и 1967 гг. в Москве были проведены всесоюзные форумы, посвященные этой проблеме, а Б.Ф. Ломов был их организатором и руководителем. Б.Ф. Ломов принял самое непосредственное участие в создании в Москве Института психологии, а 1 января 1972 г. возглавил его. Позже при институте была образована лаборатория, в которой проводились эмпирические исследования, таким образом, в институте содружественно развивались теоретические и прикладные проблемы. Центральной же задачей работы института стало создание в стране психологической службы, а также подготовка молодых специалистов в области психологии. Б.Ф. Ломов был не только ученым, но и талантливым педагогом. Его коллеги и ученики говорили о своеобразном «ломовском поле притяжения», образованном благодаря его незаурядным личным качествам В этом «поле» были воспитаны многие ученые, кроме того, Б.Ф Ломову удалось привлечь к разработке психологических проблем многих видных специалистов из других областей знания. В 1975 г. в журнале «Вопросы психологии» Б.Ф. Ломов опубликовал свою статью «О системном подходе в психологии». Обосновывая системный подход, он исходил из того, что психические явления включены во всеобщую взаимосвязь процессов материального мира и выражают уникальное единство всех живых организмов Психическое выступает как отражение действительности и отношение к ней, как природное и социальное, как сознательное и бессознательное. Психика, по Б.Ф. Ломову, - это многомерное, иерархически организованное, динамически целое, т.е. она выступает как система. Ядро системного подхода, согласно Б.Ф. Ломову, образуют шесть основных принципов. 1) Психические явления воспринимаются исследователем с нескольких сторон: как некоторая качественная единица, как внутреннее условие взаимосвязи и взаимодействия объекта со средой, как совокупность качеств, приобретаемых индивидом, и как результат активности микросистем организма. Целостное описание явления предполагает сочетание всех планов исследования. 2) Психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться в различных системах измерения. Если к их изучению подходить с одной стороны, то явление никогда не будет исследовано целиком. 3) Система психических явлений состоит из многих уровней, психика в целом разделяется на когнитивную, коммуникативную, регулятивную, каждая из которых также разделяется на уровни. 4) По мнению Б. Ф. Ломова, свойства человека организованы в единое целое, по своему строению напоминающее пирамиду на вершине находятся основные психические свойства, в основании - раскрывающие их свойства, а грани символизируют различные категории свойств. Таким образом, при системном рассмотрении необходимо учитывать совокупность свойств различного порядка. 5) Целостное познание психического явления подразумевает учет множественности его детерминант. В их число входят причинно-следственные связи, общие и специальные предпосылки психических явлений, опосредующие звенья, а также внешние и внутренние факторы. Одни и те же детерминанты могут в одних условиях выступать в роли предпосылок, а в других - в роли, например, фактора или опосредующего звена. 6) Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии. Целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как полисистемный процесс. Таким образом, психическое развитие индивида можно представить как постоянное движение, возникновение, формирование и преобразование основных свойств и качеств. Все эти принципы подразумевают полисистемность бытия человека и интегральность его психических свойств. Именно эта идея является определяющей для системного подхода Б.Ф. Ломова. 23 декабря 1976 г. Б.Ф. Ломов был выбран членом-корреспондентом Академии наук по отделению философии и права. В 1984 г. ученый издал свою книгу «Методологические и теоретические проблемы психологии». Он воспринимал основную задачу психологической науки в изучении природы психики, ее механизмов и законов, действующих в этой среде. Психологические законы, по его мнению, относятся к различным уровням психического, раскрывают его всевозможные измерения. Каждая группа законов фиксирует существенные и устойчивые связи психического в какой-либо определенной плоскости. Многообразие действующих законов, их различная направленность, по Б.Ф. Ломову, являются источником вариативности психических явлений. Также в этой работе Б.Ф. Ломов изложил свои представления об уровнях исследования человека и его психики. На самом высоком уровне человек рассматривается в системе человеческих отношений и изучается как личность. Предметом исследования в этом случае являются развитие личности и социально-психологические явления. На предыдущем уровне личность рассматривается с точки зрения ее собственных свойств и структуры в контексте ее деятельности, непосредственного общения и поведения. На еще более низком уровне изучаются процессы и состояния человека, его восприятие, мышление, память и т.д. Этот уровень связывает психологию с физикой и математикой, а следующий - с нейрофизиологией и биологическими науками. Самый низкий уровень связан с областью исследований нейродинамики или физиологического обеспечения психических процессов. Эта иерархия показывает связь психологии с другими науками, кроме того, она определяет основание для систематизации получаемых в психологии данных. Борис Федорович Ломов умер, 11 июля 1989 г. в Москве. Он оставил заметный след во многих областях отечественной науки, занимался проблемами общей и инженерной психологии, вопросами осязания, памяти, зрительного восприятия. Особенно важным для психологии является системный подход, разработанный Б.Ф. Ломовым. Этот подход вводит в науку широкий взгляд на изучаемые явления, позволяет наиболее точно ставить проблему для изучения и намечать стратегии ее решения. В Институте психологии, созданном при непосредственном участии Б.Ф. Ломова и под его руководством, обучались многие известные психологи, а также проводились исследования множества различных проблем психологии.

Источник: В. Яровицкий. 100 великих психологов, 2004 г

Ломов Борис Федорович

(28.01.1927, Горький - 11.07.1989) - отечественный психолог.

Биография. В 1951 г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963 г. - докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959 г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г.Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 г. - заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971 г. возглавил Институт психологии АН СССР. Член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала "Психологический журнал" и член редколлегии журнала "Вопросы психологии". С 1968 г. по 1983 г. возглавлял Общество психологов СССР.

Исследования. Проводил - с позиций комплексного подхода - разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии и психологии познавательных процессов.

Сочинения. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. 1959;

Осязание в процессах познания и труда. 1959 (совм. с Б.Г.Ананьевым);

Человек и техника. 1963;

Человек в системе управления. 1968;

Методологические проблемы инженерной психологии. 1977;

Методологические и теоретические проблемы психологии. 1984

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

1927 - 1989) — советский психолог, родоначальник отечественной инженерной психологии, кандидат психологических наук (1954), доктор психологических наук (1963), член-корр. АПН СССР (1967), членкорр. АН СССР (1976). После окончания отделения психологии ЛГУ занимался проблемами осязания, пространственных представлений изображения, формирования графических навыков. Начиная со второй половины 50-х гг. центральное место в творчестве Л. занимают проблемы информационного взаимодействия человека с техническими устройствами. Систематизировав огромный массив экспериментальных данных, необходимых для разработки средств отображения информации и управления машинами, он сформулировал принципы отечественной инженерной психологии и наметил программу ее развития. Важную роль в реализации этой программы сыграли собственные теоретические и экспериментальные исследования Л. В 1959 г. организовал и возглавил первую в стране лабораторию инженерной психологии. Широкое признание в стране и за рубежом получили его работы: «Человек и техника» (1963, 1966), «Человек в системах управления» (1967), «Основы построения аппаратуры отображения информации в автоматизированных системах» (1975, совместно с И. И. Литваком и И. Е. Соловейчиком), «Основы инженерной психологии» (1977, 1986, совместно с Б. А. Душковым, В. Ф. Рубахиным, Б. А. Смирновым). Последняя работа была издана также в Чехословакии и Мексике. В 1971 г. Л. возглавил работу вновь созданного в АН Института психологии и обратился к общим проблемам психологии и ее методологии, сформулировал общие принципы системного подхода к анализу психических явлений. Работы этого цикла обобщены в фундаментальной монографии «Методологические и теоретические проблемы психологии» (1984). Л. разрабатывал также проблемы общения, антиципации, психического образа, вел исследования в области авиационной и космической психологии.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ЛОМОВ Борис Федорович

(1927-1989) -российский психолог, специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии общения. Д-р психологических наук (1963), профессор, чл.-кор. АПН СССР (1967) и чл.-кор. АН СССР (1976). Директор Института психологии АН СССР (1972-1989), создатель и гл. ред. Психологического журнала. Окончил психологическое отделение фак-та философии ЛГУ (1951), защитил канд. дис. по психологическим проблемам политехнического обучения (1954) и докт. дис: Человек и техника (очерки по инженерной психологии), (1963). Вместе с Б.Г. Ананьевым открыл в Л ГУ фак-т психологии (1966), став его первым деканом, создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. В 1972 г. переехал в Москву, где организовал и возглавил Институт психологии в системе АН СССР (1972 -1989). Значительная часть работ Л. посвящена исследованию общепсихологических проблем: особенностям пространственных представлений и бимануального осязания, взаимодействию рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формированию и преобразованию чувственных образов и графических навыков (Формирование графических знаний и навыков у учащихся. Л., 1959; Осязание в процессах познания и труда/ совместно с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером, А.В. Ярмоленко. Л., 1959). В этом же русле Л. исследовал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации (Антиципация в структуре деятельности /в соавт., М., 1980). Им исследовалась также проблема образа, роль и функции психического образа в регуляции конкретных видов деятельности (Образ в системе психической регуляции деятельности / в соавт., М., 1986). Еще одним важным направлением исследований было изучение коммуникативных функций психики. Анализируя проблему общения, Л. использовал общепсихологический подход к ее изучению. Общение рассматривалось как особая, отличная от деятельности сфера бытия человека, система су-бьект-субьектных отношений, имеющая специфическую структуру и функции, но в то же время органически связанная с другими сторонами целостной жизнедеятельности человека (Общение и познание . М., 1984). Большое внимание уделялось Л. проблемам психологии управления, рассмотрению психологических особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе руководитель-подчиненный (Правовые и социально-психологические аспекты управления/соавт., М.,1972). Л. — один из создателей отечественной инженерной психологии. Им были разработаны основополагающие принципы, программа и задачи ее развития, которые включали изучение проблем информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиск средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами (технологическими процессами), рассмотрение закономерностей приема, переработки, хранения и использования информации человеком, исследование человека как центрального звена системы управления и субъекта трудовой деятельности и др. (Человек и техника. М., 1966; Человек в системе управления . М., 1967; Человек и автоматы. М., 1984). Большое внимание Л. уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роли и месту психологии в системе других наук; раскрытию внутреннего единства и системного строения психологического знания; рассмотрению его современного состояния и тенденций развития; определению путей построения психологической теории; исследованию взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. (Психологическая наука и общественная практика, М., 1973; Методологические и теоретические проблемы психологии, М., 1984). В.А. Барабанщиков, В.А.Кольцова.

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

ЛОМОВ Борис Федорович

1927-1989) - российский психолог, спец. в обл. общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии О. Докт. психол. наук (1963), проф., чл.-кор. АПН СССР (1967) и чл.-кор. АН СССР (1976). Директор ИП АH СССР (19721989), создатель и гл. pед. «Психологического журнала». Окончил психол. отделение ф-та философии ЛГУ (1951), защитил канд. дис. по психол. проблемам политехн. обучения (1954) и докт. дис. «Человек и техника (очерки по инженерной психологии)» (1963). Вместе с Б. Г. Ананьевым основал в ЛГУ ф-т психологии (1966), став его первым деканом, создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. В 1972 г. организовал Ин-т психологии в системе АН СССР, стал его директором (1972-1989). Значит. часть работ Ломова посвящена исследованию общепсихол. проблем: особенности пространств. представлений и бимануального осязания, взаимодействие рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формирование и преобразование чувственных образов и графических навыков. Исследовал роль антиципации в структуре деятельности и разработал концепцию уровней процессов антиципации. Им исследовалась также проблема образа, роль и функции психич. образа в регуляции конкретных видов деятельности, коммуникативные функции психики. Анализируя проблему О., использовал общепсихол. подход к ее изучению. Большое внимание уделял проблемам психологии управления, рассмотрению психол. особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе «руководитель-подчиненный». Является одним из создателей отеч. инженерной психологии. Разрабатывал методолого-теорет. проблемы психол. науки: анализ категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роль и место психологии в системе др. наук; раскрытие внутр. единства и системного строения психол. знания; рассмотрение его совр. состояния и тенденций развития; определение путей построения психол. теории; исследование взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии. Осн. работы: Формирование графических знаний и навыков у учащихся, 1959; Осязание в процессах познания и труда (в соавт.), 1959; Человек и техника, 1966; Человек в системе управления, 1967; Правовые и социально-психологические аспекты управления (в соавт.,) 1972; Психологическая наука и общественная практика, 1973; Антиципация в структуре деятельности (в соавт.), 1980; Общение и познание, 1984; Методологические и теоретические проблемы психологии, 1984; Человек и автоматы, 1984; Образ в системе психической регуляции деятельности (в соавт.), 1986. В. А. Барабанщиков, В. А. Кольцова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Ломов Борис Федорович

28.01.1927, Горький – 11.07.1989) — отечественный психолог. В 1951 г. окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблеме психологии политехнического образования, в 1963 г. — докторскую диссертацию по инженерной психологии. В 1959 г. организовал первую в стране лабораторию инженерной психологии, вместе с Б.Г. Ананьевым создавал факультет психологии Ленинградского государственного университета. Работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 г. — заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии. С 1971 г. возглавил Институт психологии АН СССР. Член–корреспондент АПН СССР (1967), член–корреспондент АН СССР (1976). Главный редактор журнала „Психологический журнал“ и член редколлегии журнала „Вопросы психологии“. С 1968 г. по 1983 г. возглавлял Общество психологов СССР. Проводил — с позиций комплексного подхода — разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии и психологии познавательных процессов. Сочинения. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. 1959; Осязание в процессах познания и труда. 1959 (совм. с Б.Г. Ананьевым); Человек и техника. 1963; Человек в системе управления. 1968; Методологические проблемы инженерной психологии. 1977; Методологические и теоретические проблемы психологии. 1984

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Борис Вениаминович Иовлев

Читать PDF

Борис Герасимович Ананьев: послание в будущее

Зинченко Ю.П.
Выступление на Международной научной конференции «Борис Герасимович Ананьев - выдающийся психолог XX столетия» (Ананьевскиечтения - 2007), посвященной 100-летию со дня рождения ученого (23октября 2007
Читать PDF

Борис Сайдис: ученик Уильяма Джеймса

Жарова Д.В., Бодрикова А.И.
В русскоязычных источниках нет исследований, посвященных Борису Сайдису. В американских изданиях о нем пишут как о «русском революционере», выходце из России, ученике Уильяма Джеймса.
Читать PDF

Карвасарский Борис Дмитриевич

Читать PDF

Карвасарский Борис Дмитриевич

Читать PDF

Борис Зиновьевич Драпкин

Читать PDF

Борис Владимирович Шостакович

Читать PDF

Борис Владимирович Шостакович

Читать PDF

К вопросу изучал ли борис поршнев психологию в МГУ

Кондратьева Т.Н.
Читать PDF

К вопросу изучал ли борис поршнев психологию в МГУ

Кондратьева Т.Н.
Читать PDF

Борис Тихонович Величковский к 80"летию со дня рождения

Читать PDF

Борис Тихонович Величковский к 80"летию со дня рождения

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!