ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

Предыдущий термин:
ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ

Следующий термин:
ЛОМОТИЛ

Содержание:

Найдено 3 определения термина ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

(1711 — 1765)— русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик Петербургской АН, чл. Академии художеств, поч. чл. Шведской АН и Болон-ской АН. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в Петербурге, а затем в Марбург-ский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию. Впоследствии по его инициативе был создан Московский ун-т (1755), ставший новым центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал человека и его психическую деятельность с естественнонаучных позиций, сыграл важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания вслед за Ф. Бэконом, Т. Гоб-бсом, Дж. Локком считал простые идеи, возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых идей, согласно Л., возникают сложные идеи, в том числе входящие в состав науки, социальное значение которой для просвещения народа и прогресса культуры ставилось Л. чрезвычайно высоко. Научное познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. Из наблюдения установлять теорию, через теорию исправлять наблюдение есть лучший способ к изысканию правды — писал Л. При этом он настоятельно подчеркивал важность служения науки общественным нуждам, и сам своей многосторонней деятельностью как исследовательской, так и организаторской способствовал этому, что и дало Пушкину основание назвать Л. самобытным сподвижником просвещения. Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых людей для развития в России образования и науки, Л. настаивал на зависимости их успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об эмоциях (страстях) и их своеобразии в различные возрастные периоды. (Например, он полагал, что в старости страсти возбудить и утомить труднее, чем в молодости). Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека. При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль языка, в особенности для воспитания патриотизма. Л. принадлежит также оригинальное объяснение восприятия цвета. Автор трудов: Полное собр. соч., тт. 1-10, М.-Л., 1950; Избр. Произв., М.-Л., 1965. М.Г. Ярошевский

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

1711-1765) - русский ученый, энциклопедист, мыслитель, поэт. Академик Петерб. АН, чл. Академии художеств, почетн. чл. Шведской АН и Болонской АН. Окончил Славяно-греко-лат. академию в Москве, был затем направлен в АН в Петербурге, а затем в Марбургский ун-т. В 1741 г. вернулся в Россию. Впоследствии по его инициативе был создан Моск. ун-т (1755), ставший новым центром русской науки и культуры. Развивал идеи науки нового времени. Трактовал человека и его психич. деятельность с естеств.-науч. позиций, сыграл важную роль в духовном развитии русского общества. Источником познания считал «простые идеи», возникающие в организме при контактах органов чувств с природными телами, причем как организм, так и эти тела мыслил подчиненными объективным законам единого Универсума. Из простых идей, согласно Ломоносову, возникают сложные идеи, в т. ч. входящие в состав науки, социальное значение к-рой для просвещения народа и прогресса культуры ставилось им чрезвычайно высоко. Науч. познание представлял как взаимосвязь теоретического и эмпирического. Он подчеркивал важность служения науки обществ. нуждам. Высоко ставя задачу подготовки квалифицированных молодых людей для развития в России образования и науки, настаивал на зависимости их успехов от природных дарований, возлагая надежду на вовлечение их в науку независимо от сословной принадлежности. Высказал ряд новаторских положений об эмоциях (страстях) и их своеобразии в разл. возрастные периоды. Большое внимание уделял воздействию речи на психику человека. При этом особо подчеркивал воспитательную (а не только образовательную) роль языка, в особенности для воспитания патриотизма. Ему принадлежит также оригинальное объяснение восприятия цвета. Осн. труды: Полное собр. соч. в 10 т., 1950; Избр. произв., 1965. М. Г. Ярошевский

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

1711-1765) Великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные педагогические работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу воспитания видел в науке, которая совершенствует человека в умственном и нравственном отношениях. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский университет в Москве. Впервые в России разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Являлся сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебников – первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Балыкин Михаил Васильевич

Читать PDF

К 70-летию Лидии Васильевны бороздиной

Читать PDF

Человек среди людей (к 75-летию доктора психологических наук, профессора Виктора Васильевича Новиков

Чекмарев В. В., Фетискин Н. П.
Поздравление с 75-летием члена редколлегии журнала «Экономика образования».
Читать PDF

Юбилей Ученого: Анатолию Васильевичу Батаршеву 85 лет

К юбилею доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника Института педагогического образования и образования взрослых РАО Анатолия Васильевича БатаршеваTo the jubilee of Anatoliy
Читать PDF

Памяти Лидии Васильевны бороздиной

Читать PDF

Михаил Григорьевич ярошевский: Историческая психология исторической личности

Марцинковская Татьяна Давидовна
Читать PDF

Персонология Михаила Григорьевича ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развити

Семенов Игорь Никитович
Дается историко-персонологический и психолого-нау-коведческий анализ развития личности и деятельности крупного российского психолога, науковеда и методолога М.Г.
Читать PDF

К 80:летию Виктора Васильевича лебединского

Читать PDF

К 80:летию Виктора Васильевича лебединского

Читать PDF

Виталий Васильевич зверев

Читать PDF

Виталий Васильевич зверев

Читать PDF

Сперанский владимир Васильевич

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!