ЛОГОТЕРАПИЯ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛОГОТЕРАПИЯ
(греч. logos — слово, therapeia — лечение, уход за больным) — термин, введенный учеником В. М. Бехтерева, основоположником советской психотерапии К. И. Платоновым (1877—1969): лечение словом как основной вид психотерапии.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ЛОГОТЕРАПИЯ
метод психотерапии, созданный австрийским психиатром В. Франклом. Л. основывается на том, что психологическое благополучие человека прямо зависит от наличия у него значимой цели и смысла жизни. Метод Л. позволяет вернуть человеку утраченную жизненную цель и сделать его жизнь более осмысленной.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Логотерапия
теория и практика психотерапии, Разработанная В. Франклом. Она исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла жизни и ею реализация. Отсутствие у человека смысла жизни или невозможность его реализовать приводит к Внутриличностному конфликту.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Логотерапия
(Logotherapia) (от греч. logos и therapia - лечение). 1. Форма психотерапии, направленная на достижение понимания больным сути его заболевания. Используется иностранными психотерапевтами с экзистенциональной направленностью. 2. Лечение расстройств речи вообще, включающее психотерапевтические, медикаментозные и физиотерапевтические средства.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЛОГОТЕРАПИЯ
(от греч. logos слово, речь + therapeia лечение, уход за больным) — лечение словом как основной вид психотерапии. Термин ввел основоположник советской психотерапии К. И. Платонов (1877–1969). В настоящее время логотерапия является формой психотерапии, направленной на достижение понимания больным смысла и неизбежности его страданий. Применяется в основном зарубежными психотерапевтами. Имеет экзистенциалистическую направленность.

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

ЛОГОТЕРАПИЯ
лого + греч. therapeia - лечение) [Frankl V.E., 1961]. Психотерапевтическая система, основанная на экзистенциалистских представлениях. Объект ее применения - так называемые ноогенные неврозы, состояния экзистенциальной фрустрации и экзистенциальной пустоты. Под ноогенными понимаются неврозы духовного плана (конфликты совести, нравственное напряжение), под экзистенциальной фрустрацией - утрата смысла жизни. Состояние человека вследствие этой утраты определяется как экзистенциальная пустота.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ЛОГОТЕРАПИЯ
Термин Виктора Франкла для обозначения его формы психотерапии, основанной на сосредоточении клиента, на познании и принятии себя значимым образом, как части всеобщности, включая реальный мир, в котором он должен функционировать. Часто характеризуемый как третья Венская школа (Фрейдистская и Адлерианская являются двумя первыми), подход Франкла воплощает элементы динамических направлений в психологии: экзистенциализма и бихевиоризма, последний особенно относительно роли научения в развитии невротических моделей поведения. Направление Франкла также рассматривается как важный компонент движения гуманистической психологии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Логотерапия
метод психотерапии созданный В. Франклом (от древнегр. logos - смысл) занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл стремление к смыслу противопоставляет принципу удовольствию, на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия и гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Основные категории логотерапии: экзистенциальный вакуум, экзистенциальная фрустрация, ноогенный невроз, самотрансценденция, самоотстранение. 

Источник: Пергаменщик Л. Кризисная психология. 2002

ЛОГОТЕРАПИЯ
(буквально означает «лечение словом») метод психотерапии, который поначалу был альтернативой психоанализу. Главная идея Л. заключается в том, что наличие цели или смысла жизни является важнейшим условием нормального психологического существования и развития человека, а их утрата не только воспринимается человеком как личная трагедия, но и приводит к серьезным нарушениям в его психике и поведении. Исправить соответствующие нарушения психики и поведения человека, согласно теории В. Франкла, можно, восстановив цель или смысл жизни его жизни. Именно этому и должен способствовать метод Л. Л. иногда рассматривают в качестве так называемой третьей Венской школы наряду со школами, созданными З. Фрейдом и А. Адлером. Л., в свою очередь, основывается на динамической психологии К. Левина, на экзистенциальной французской философии и на некоторых идеях бихевиоризма. Учение Франкла вместе с Л. представляет собой существенный вклад в развитие гуманистической психологии во второй половине ХХ в. См. бихевиоризм, психология гуманистическая, психология динамическая, психотерапия, экзистенциализм.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛОГОТЕРАПИЯ
от греч. logos - слово + therapeia - забота, уход, лечение) - теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом. Л. исходит из того, что основным двигателем поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной т. н. ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.
Практика Л. направлена на то, чтобы помочь человеку обрести утраченный им смысл без навязывания ему терапевтом своих смыслов. Для этого используется метод сократического диалога. Уникальный смысл жизни или выполняющие ту же функцию обобщенные ценности м. б. найдены пациентом в одной из 3 сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить. Т. о., смысл можно найти в любых обстоятельствах и ситуациях: человеческая жизнь его никогда не утрачивает.
Одним из главных источников смысла в практике Л. выступает религиозная вера. Вместе с тем религия - не единственно возможный источник смысла. Проблема смысла жизни может успешно решаться как верующими, так и неверующими людьми.
Помимо терапии специфических ноогенных неврозов в Л. разработаны также метод парадоксальных интенций - для лечения фобий и навязчивых состояний и метод дерефлексии - для лечения сексуальных неврозов. Эти методы основываются на постулируемых Л. фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и самотрансценденции (см. также Гуманистическая психология, Экзистенциальная психология). (Д. А. Леонтьев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Логотерапия
logotherapy) Л. можно определить как смысло-центрированную (от греч. logos - смысл) психотер. Основателем ее является Виктор Э. Франкл. В основе подхода Франкла лежит мотивационная теория, в к-рой центральное значение уделяется тому, что Франкл называет "стремлением к смыслу" в отличие от "стремления к власти" и "стремления к удовольствию" (принципа удовольствия). Сегодня все больше пациентов жалуются на чувство бессмысленности существования; в этой связи Франкл считает, что мн. проблемы и болезни в наше время вызваны этой неудачей в "поисках смысла". Рез-том такого положения дел яв-ся невротическая триада: депрессия, агрессия и аддикция. Логотерапевты представили эмпирическое подтверждение того, что в основе невротической триады лежит чувство бессмысленности существования. Логотерапевты не предлагают и не "прописывают" смыслов. Целью Л. является описание процесса смысловосприятия (meaning perception) с помощью феноменологического анализа, чтобы т. о. узнать, как нормальные люди приходят к смыслу и, следовательно, к чувству осуществления. Дистиллятом такого анализа у Франкла яв-ся его "теория лого", в соответствии с к-рой смысл существованию могут придать деяние, творчество или прочувствование (experiencing) ч. л. (произведений искусства, природы, культуры и т. д.). Л. тж предлагает специальную методику лечения обсессивно-компульсивных и фобических неврозов. Эта методика называется парадоксальной интенцией и заключается в том, что пациента побуждают делать или желать именно то, чего он боится. Цель - нейтрализовать антиципаторную тревогу, играющую важную роль в механизмах обратной связи, к-рые вызывают и поддерживают невротическое состояние. Др. логотерапевтическая методика, называемая дерефлексией, предназначена для лечения таких сексуальных неврозов, как фригидность и импотенция. См. также Экзистенциальная психотерапия, Психотерапия В. Э. Франкл

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ЛОГОТЕРАПИЯ
(от греч. logos – слово, значение, смысл и therapeia – забота, уход, лечение) – 1) термин, предложенный В.В. Ковалевым для обозначения широкого спектра лечебных воздействий посредством слова. Т. е. в данном смысле использовано одно, достаточно узкое значение греческого понятия logos – «слово»; Л., таким образом, означает «лечение словом», в противовес медикаментозному и хирургическому лечению. Фактически в такой трактовке Л. выступает синонимом психо– терапии. В современной литературе предпочтение отдается именно термину «психотерапия»; понятие «Л.» в указанном смысле широкого применения не имеет; 2) общепсихологическое учение и основанный на нем метод психотерапии, разработан В. Франклом. Logos в данном случае трактуется как «смысл». Согласно Франклу, стержневым образованием личности является смысл жизни, т. е. индивидуальная совокупность обобщенных ценностных ориентации. Несформированность или утрата этого смысла, по Франклу, влечет за собой разнообразные нервные и психические расстройства. Психотерапия, таким образом, призвана гармонизировать ценностносмысловую сферу личности. Данная концепция получила известность в России в середине 80х гг. Практическое же ее применение до настоящего времени довольно ограничено; 3) совокупность психотерапевтических методов и приемов, направленных на преодоление речевых нарушений. Отечественными логопедами и психиатрами установлено, что в ряде случаев нарушение речи, в частности заикание, обусловлено психическими травмами, т. е. имеет невротическую природу. Поэтому специфических логопедических упражнений оказывается недостаточно для полного устранения подобных нарушений; часто необходимы меры психотерапевтического воздействия. В отечественной литературе для характеристики этой сферы (пограничной для логопедии и психотерапии) иногда употребляется понятие «Л.».
В силу того, что данный термин неоднозначен, для соблюдения научной корректности при его употреблении в каждом конкретном случае желательно прокомментировать, какой именно смысл в него вкладывается.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

ЛОГОТЕРАПИЯ
теория и практика психотерапевтических модусов, кот. разработана В. Франклом, методы Л., концепции Л. апеллируют к тому, что эволюционной силой в поведенческих пат-тернах-реакциях субъектах явл. стремление субъекта к поисковой реализации смыслов, идей своей экзистенции, жизни, а отсутствие-элиминирование идейного смысла бытия или же невозможность реализовать самоонтологические смыслы продуцируют у индивида состояние онтологической психофрустрации, кот. и генерирует-репродуцирует подавленность, депрессию, апатию, неврозы, стрессы, потерю онтологического интереса у самого индивида к бытию; психотерапевтические методики Л. ориентированы на то, чтобы помочь субъекту обрести утраченные им значимо-ценностные смыслы, идеи относительно собственной экзистенции; субстанциональным источником идейного смысла в экзистенции индивида должна выступать, по мнению сторонников этого направления, религиозная вера, теологические концепты, однако, религиозно-теологические построения не могут быть первостепенным источником смысла бытия и, по их мнению, этот вопрос разрешается довольно эффективно и верующими и неверующими индивидами; сам же специфическо-оригинальный идеесмысл бытия-онтологии, ценностные ориентировки смысла-экзистенции и могут быть обнаружены субъектом в сфере переживания, творчества или же ментально-осознанного устойчивого-инвариантного отношения индивида к обстоятельствам, экстремальным ситуациям, кот. он сам, автономно не в состоянии изменить-обструктировать-блокировать; кардинальными модусами-методами в экспериментально-практических иссл. логотерапии, явл. метод сократического диалога, апробируемый-эффектприменяемый при неврозах, метод дерефлексии для лечения сексуально-патологических неврозов; метод-модус парадоксального проецирования-интенции для излечения страхов, фобий, навязчивых психопереживаний; сами же методики-модусы Л. логотерапии ориентируются на аксиомах-тезисах-модификациях логотерапевтическо-психотерапевтических концепций и указывают на то, что сам субъект способен к самоиррационализации-самоотстранению-самомедитации.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Логотерапия
греч. logos + therapeia - лечение, уход) - термин В.Франкла (1961), обозначает форму психотерапии, основанную на сосредоточении пациента (клиента) на самопознании и самопринятии себя как части некоей всеобщности, то есть части того реального мира, в котором он появился, существует и функционирует. Включает элементы психотерапевтических практик динамических направлений в психологии, а также экзистенциализма и бихевиоризма (последний представлен в том, что касается понимания роли научения в развитии невротических моделей поведения и методов их преодоления). Логотерапевты не предлагают и никому «не прописывают» рецептов смысла собственного существования, это невозможно по существу данной проблематики. Целью логотерапии является описание процесса смысловосприятия с помощью феноменологического анализа, имеющего целью установить, каким образом нормальные люди приходят к осознанию смысла своей жизни и, следовательно, к формированию того чувства, которое сопровождает осуществление такой осмысленной жизни. Логотерапия рекомендуется к применению при лечении “ноогенных” неврозов (так В.Франкл называет неврозы, вызванные потерей человеком ощущения смысла и ценности своего существования), то есть болезненных состояний, вызванных состоянием экзистенциальной фрустрации (субъективно осознаваемой как чувство пустоты, бесцельности своей жизни, способного, по В.Франклу, повлечь такие массовые нарушения поведения, как алкоголизм, наркомания, преступность, суициды и т.п.). В своей «теории лого» В. Франкл указывает, что смысл существования могут порождать определенные деяния человека, его творчество или прочувствование им чего-либо (произведений искусства, природы, культуры и т.п.), его верование, но никак не концентрация внимания на самом себе. Основным в практике логотерапии считается метод сократического диалога, в котором терапевт, подобно Сократу, обсуждает с пациентом проблемы смысла его жизни. Логотерапия рассматривается и как важный компонент движения гуманистической психологии. В.Франкл предлагает также специальную методику лечения обсессивно-компульсивного невроза – парадоксальную интенцию, результаты применения которого оцениваются неоднозначно.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЛОГОТЕРАПИЯ
ЛОГАТЭРАПІЯ / LOGOTHERAPY– направление в психологии и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом (1905–1997); один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Л. противопоставлялась В. Франклом психоанализу З. Фрейда и индивидуальной психологии А. Адлера. В. Франкл говорит о «стремлении к смыслу жизни» в противовес принципу «удовольствия» (З. Фрейд), а также в противовес «стремлению к власти», выделяемому адлеровской психологией. Согласно Л., борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл (логос) своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого существа. В центре Л.– понятие духовной личности, которую человек должен по кирпичикам выстраивать всю жизнь. В. Франкл дал смысловое описание человеческой жизни, ее трех важнейших составляющих– духовности, свободы и ответственности. Человек, по В. Франклу, всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения. Но только выбор созидающего поступка есть акт реализации смысла жизни. Человек в поисках смысла жизни должен найти свою область, в которой он реализует себя и построит свою личность. Потрея смысла жизни формирует особый тип неврозов– логоневрозы. Существуют следующие методы Л. 1. Метод парадоксальных интенций, который В. Франкл использовал для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства. Пациенту предлагается парадоксальная попытка возжелать то, чего он больше всего боится, довести ситуацию до абсурда и представить, что максимально плохого может случиться в этом случае и как себя можно в этом случае вести. 2. Метод дерефлексии– состоит в том, чтобы преодолеть навязчивую склонность к чрезмерному самонаблюдению. Человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире. 3. Метод логоанализа (разработан учеником В. Франкла– Дж. Крамбо)– предназначен для изучения жизни и ценностей пациента и позволяет провести детальную инвентаризацию жизни пациента. В логоанализе используют два основных приема: расширение поля сознания и стимулирование творческого воображения. В настоящее время в российской психологической практие Л. является довольно широко распространенным направлением, которое используется при работе с различными задачами и группами населения. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЛОГОТЕРАПИЯ

(В.Э.Франкл)
Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.
Гл. тезис учения о смысле жизни - жизнь чел. не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.
Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.
Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

ЛОГОТЕРАПИЯ
(лечение смыслом) – направление в психологии и медицине, разработанное австрийским ученым Виктором Франклом (19051997). В книге В. Франкла «Поиск смысла жизни и логотерапия» дается меткая критика слабых сторон психоанализа, гуманистической психологии и других психоаналитических концепций личности. Франкл учился у Фрейда и Адлера. Три года в период Второй мировой войны провел в лагерях смерти Освенциме и Дахау. Здесь он укрепился в мысли, что не от условий, а от самого человека зависит, как он будет себя вести. Л. отличается от психоанализа и индивидуальной психологии А. Адлера в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно Л. борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. В. Франкл говорит о «стремлении к смыслу жизни» в противовес принципу «удовольствия» (З. Фрейд), а также в противовес «стремлению к власти», выделяемому адлеровской психологией. По Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл (Логос) своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого существа. Но смысл нельзя найти внутри себя – в своем теле и в душе, а только обращаясь к окружающему миру. В центре Л. – понятие духовной личности, которую человек должен по кирпичикам выстраивать всю жизнь. Человеческие поступки Франкл делит на три типа: созидающие духовную личность, разрушающие ее или безразличные. Человек всегда несет ответственность за свои поступки, и уход от ответственности также является поступком, за который придется расплачиваться. Франкл дал смысловое описание человеческой жизни, ее трех важнейших составляющих – духовности, свободы и ответственности. Человек, говорит Франкл, всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения. Но только выбор созидающего поступка есть акт реализации смысла жизни. Созидающие поступки направлены на создание ценностей творчества, ценностей переживания, ценностей отношения. Если человек способен творить, он непременно должен творить и раскрываться в творчестве, даря при этом радость другим. Ко вторым относятся сопереживательные ценности – человек благодаря им духовно обогащается. Любовь также относится к ценностям переживания. Если человек не способен творить и сопереживать, он не может сформировать свою позицию по отношению к чему-либо. От выбора позиции зависит осмысленность его жизни. Человек должен стремиться к реализации всех трех типов ценностей. Для каждого эти ценности свои, они конкретны и неповторимы, как конкретна и неповторима человеческая личность. Поэтому человек в поисках смысла жизни должен найти свою область, в которой он реализует себя и построит свою личность. Этот поиск связан с постоянным напряжением, необходимостью заставлять себя проявлять активность, думать, искать, работать. Стремление к удоволь ствию как таковому ведет к поступкам, разрушающим духовную личность. Эти положения В. Франкла являются противовесом утверждениям 3. Фрейда об избегании напряжения ради сохранения равновесия, об основном побуждении человеческой деятельности – стремлении к удовольствию или к устранению неудовольствия. Если у человека возникает состояние бессмысленной жизни, Франкл рекомендует ему понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Найдя самоценность себя, окружающих и мира, человек обретет уверенность в себе, в своей полноценности, нужности, т. е. смысл существования. Франкл осуждает самоубийство – поступок, разрушающий духовную личность. Это уход от ответственности перед совестью, перед Богом за реализацию смысла своей жизни. Самоубийство – это признание своей серости, никчемности, неспособности возвыситься над обстоятельствами или другими поступками. Мировосприятие, пропагандируемое В. Франклом, он назвал трагическим оптимизмом. Оптимизм – потому, что это вера в возможности человека, в лучшее в нем. Трагический – потому, что очень часто зло в человеке оказывается сильнее или даже предпочтительнее для него. «Когда мы подавляем в себе ангела, – писал В. Франкл, – он превращается в дьявола. Смысл надо не просто понять, за него надо бороться, и борьба эта тяжелая». Основной тезис учения о стремлении к смыслу: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. У каждого времени есть и свои неврозы, и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена 3. Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ЛОГОТЕРАПИЯ
одно из направлений психотерапии - психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект.
Общая позиция близка к психологии гуманистической, хотя во многом основывается и на психоанализе. "Логотерапия" - терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии - В. Франкл - основатель 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера).
Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:
1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;
2) о смысле жизни;
3) о свободе воли.
Так обозначено несогласие:
1) с бихевиоризмом - по сути, отвергающим представление о свободе воли;
2) с психоанализом - выдвигающим идеи о стремлении к удовольствию или воле к власти; что же касается смысла жизни, то З. Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.
Франкл отстранился от "глубинных" психоаналитических ориентации и стремился к постижению "вершинных" явлений психических и использованию знаний о них для терапии. Он обратил особое внимание на неврозы ноогенные и, с целью раскрытия стремления человека к обретению смысла существования, ориентировал логотерапию на преодоление "экзистенциального вакуума" - чувства пустоты и бессмысленности, на преодоление избыточного давления "трагического триединства человеческого существования" - страдания, вины и смерти.
Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни.
Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Значительное внимание уделяется проблемам философии человеческой ответственности и смыслоосознающей гуманитарной активности.
Теория и практика логотерапии исходит из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии - именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния вакуума экзистенциального и фрустрации экзистенциальной, выступающие причиной неврозов ноогенных, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения.
Главное препятствие в поисках смысла жизни - центрация человека на самом себе, неумение выйти "за пределы себя" - к другому человеку или смыслу. Смысл существует объективно в каждом моменте жизни; психотерапевт не может дать клиенту этот смысл - он для каждого свой, - но может помочь его увидеть. Чтобы помочь человеку в его проблемах, применяются два основных принципа: принцип дерефлексии и принцип интенции парадоксальной.
Практика логотерапии направлена на то, чтобы помочь обрести утраченный смысл жизни. Одним из главных источников смысла выступает религиозная вера. Однако религия - не единственно возможный источник смысла; эта проблема может решаться столь же успешно и неверующими людьми. Уникальный смысл жизни или выполняющие его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества, переживания и сознательно принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои невозможно изменить.
В рамках логотерапии ставится задача помочь человеку в обретении смысла его жизни, который нельзя просто заимствовать у других. Основной в практике логотерапии - метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических неврозов ноогенных. В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: это - творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кои невозможно повлиять. Одна из основных областей, где индивид может получить поддержку в поисках смысла, - это религиозная вера.
Разработан также метод интенции парадоксальной для лечения фобий и состояний навязчивых, и метод дерефлексии (-> рефлексия) для лечения неврозов сексуальных. Эти методы основываются на постулируемых фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и способности к самотрансценденции.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЛОГОТЕРАПИЯ
Метод психотерапии, созданный Франклом (Frankl V. Е.) (древнегр. logos - смысл), и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности.
Л., как ее называют некоторые авторы, Третья венская школа психотерапии, занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла. Согласно Л., стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Поэтому Франкл говорил о "стремлении к смыслу" в противовес принципу удовольствия (иначе - "стремление к удовольствию"), на котором сконцентрирован психоанализ. Человеку требуется не состояние равновесия, гомеостаз, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его.
Человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано; "экзистенциальная фрустрация", хотя сама по себе не патогенна, может привести к неврозу, коренящемуся не в психической, а в духовной сфере существования человека. Эти ноогенные неврозы возникают не в связи с конфликтами между влечением и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями, на основе нравственных конфликтов. Фрустрированная потребность в смысле жизни может компенсироваться стремлением к власти, к удовольствию (часто в виде сильного сексуального влечения), психогенными неврозами. Поэтому Л. показана в случае не только ноогенных, но и психогенных неврозов.
Л. не является лечением, конкурирующим с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает. Как одно из направлений современной психотерапии Л. занимает в ней особое место, противостоя, с одной стороны, психоанализу, а с другой - поведенческой психотерапии. Она отлична от всех остальных систем психотерапии не на уровне невроза, а при выходе за его пределы, в пространстве специфических человеческих проявлений. Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению. На этих двух онтологических характеристиках человека основывается механизм действия методов парадоксальной интенции Франкла, которая применяется при лечении фобий и обсессий и дерефлексии, используемой при лечении сексуальных неврозов.
Существуют специфическая и неспецифическая сферы применения Л. Психотерапия разного рода заболеваний - это неспецифическая сфера. Специфической же сферой являются ноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократовского диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла жизни. Важную роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.
Никто, и логотерапевт в том числе, не "преподносит" тот единственный смысл, который человек может найти в своей жизни, в своей ситуации. Однако Л. ставит целью расширение возможностей пациента видеть весь спектр потенциальных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним; другими словами, человек не изобретает его, а находит в объективной действительности. Правильно ставить вопрос не о смысле жизни вообще, а о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.
Вопрос о том, как человек находит смысл своей жизни, является ключевым для практики Л. Сам процесс нахождения смысла сводится к общепсихологическим закономерностям человеческого познания (в частности, выделения фигуры из фона). Однако смысловая реальность не сводится к измерениям биологического и психологического существования человека и не может изучаться их традиционными методами.
Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Ценности - смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. Выделяются 3 группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, обладающей богатым смысловым потенциалом.
Основной пафос и новизна Л. связаны с ценностями отношения. При любых обстоятельствах человек способен занять осмысленную позицию по отношению к этим обстоятельствам и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Таким образом, жизнь человека никогда не может оказаться бессмысленной. Практические достижения Л. связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными. Однако обращение к ним оправданно, когда все остальные возможности повлиять на собственную судьбу исчерпаны.
С принятием решения, с выбором сопряжена ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности - узловая проблема Л.: найдя смысл, человек несет ответственность за осуществление этого уникального смысла; от индивида требуется принятие решения, желает ли он или нет осуществлять смысл в данной ситуации.
Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне. Свобода возвышается над любой необходимостью. Человек свободен по отношению к своим влечениям, к наследственности и факторам внешней среды. Он, в определенных пределах, самодетерминирующееся существо. Он свободен реализовать смысл жизни.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ЛОГОТЕРАПИЯ
от греч. «логос» – дух, смысл) – одно из направлений психотерапии, акцентирующее внимание на духовной сущности человека и осуществляющее терапию в духовных терминах.
   Основателем логотерапии, фокусирующей внимание на смысле человеческого существования, является австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997), который в статье «Философия и психотерапия. К вопросу об основаниях экзистенциального анализа» (1938) выдвинул идею о необходимости развития психотерапии с точки зрения использования духовного элемента при работе с пациентами. Он исходил из того, что классический психоанализ З. Фрейда (1856–1939) и индивидуальная психология А. Адлера (1870–1937) с их акцентами на вытеснении и оранжировке, эдиповом комплексе и комплексе неполноценности, необходимости осознания бессознательного и значении ответственности раскрыли лишь тот или иной аспект человеческого существования, в то время как для выявления истинной картины человека оба аспекта должны быть объединены с целью выхода за пределы динамики его аффектов и актуализации его латентных ценностей духовного порядка. Фактически им был поставлен вопрос о необходимости такой формы психотерапии, которая «проникала бы глубже динамики аффектов, вскрывала бы за психическим страданием невротика его духовную борьбу». Речь шла о более глубокой (по сравнению с выявлением за физическими симптомами их психических причин) терапевтической деятельности, ориентированной на обнаружение страданий человеческого духа и облегчение этих страданий.
   Логотерапия не подменяет собой психотерапию как таковую, а лишь дополняет ее. В отличие от предшествующих видов терапии она основывается на экзистенциальном анализе, экзистенциально-аналитическом подходе к лечению невротических расстройств человека в терминах его свободы и осознания ответственности.
   В теоретическом отношении логотерапия исходит из признания того, что первичной мотивирующей силой человека является не стремление к удовольствию (З. Фрейд), не воля к власти (А. Адлер), а его стремление найти смысл собственной жизни. Это стремление к смыслу или «воля к смыслу» могут быть фрустрированы. Экзистенциальная фрустрация, «экзистенциальный вакуум» способны привести к специфическому неврозу, названному в логотерапии «ноогенным неврозом», возникающим не на психологической почве (психогенный невроз), а в ноологической сфере (от греч. «ноос» – дух, смысл) человеческого существования. Логотерапия стремится провести человека через его экзистенциальный кризис роста и развития.
   Поскольку логотерапия добивается того, чтобы пациент осознал скрытый смысл своего существования, то она является аналитической, напоминающей психоанализ. Вместе с тем логотерапия не ограничивается выявлением и осознанием инстинктивных факторов в бессознательном пациента. Она акцентирует внимание на «духовном бессознательном», воле к смыслу, реализации потенциального смысла человеческого существования. В этом отношении логотерапия, как подчеркивал В. Франк, расходится с классическим психоанализом в том, что она рассматривает человека как такое существо, «главной целью которого является осуществление смысла и актуализация ценностей, нежели простое удовлетворение влечений и инстинктов, простое примирение конфликтующих «оно», «я» и «сверх-я» или адаптация и приспособление к обществу и среде».
   В практическом плане логотерапевтический подход к лечению невротических расстройств включает в себя установку, согласно которой невротические симптомы могут корениться в физических изменениях или психических проявлениях, выступать в форме средства достижения цели в социальной области или как модус существования человека. Лишь последняя форма психического заболевания становится объектом экзистенциального анализа и поэтому логотерапия имеет дело с неврозами, понимаемыми как продукт принятия решений, способ существования, род духовной установки человека. Отсюда цель логотерапии, заключающаяся не в лечении отдельного симптома или болезни в целом, а в трансформации взглядов невротика на его невроз.
   Если обычная психотерапия ориентируется на освобождение человека от психических нарушений, а классический психоанализ – на расширение сферы Я (сознания) относительно сферы Оно (бессознательного), то логотерапия стремится сделать людей свободными в другом смысле, а именно свободными для того, чтобы они могли принять свою ответственность на самих себя. Речь идет не о навязывании ценностей жизни пациенту, а о свободном выборе им ответственности за принятие тех или иных ценностей. По словам В. Франкла, задача логотерапии, или экзистенциального анализа, состоит в том, чтобы «привести личность на те позиции, где она может самостоятельно определять свои задачи, исходя из осознания своей ответственности, и может найти ясный, уникальный и единственный смысл своей жизни». Акцент на ответственности отражается в категорической максиме логотерапии: «Жить так, как если бы ты живешь уже второй раз и как если бы ты поступал в первый раз так же неправильно, как собираешься поступить сейчас!»
   Логотерапия основывается на использовании не только экзистенциального анализа, но и специальной терапевтической техники. Эта техника лечения включает в себя методы парадоксальной интенции и дерефлексии. Метод парадоксальной интенции сводится к стремлению привести пациента к такому состоянию, чтобы он не избегал невротических симптомов, не боролся с ними, а, напротив, преувеличивал их и тем самым оказался способным дистанцироваться по отношению к неврозу посредством высмеивания его. Метод дерефлексии предполагает нейтрализацию гиперрефлексии пациента, его невротической склонности к самонаблюдению посредством игнорирования его невротических симптомов.
   В конечном счете логотерапевтическая техника лечения предназначена для изменения внутренних установок пациента по отношению к своему заболеванию. Поэтому целью логотерапии является не светская исповедь, способствующая подчас смягчению страданий пациента, а медицинское служение, помогающее ему трансформировать его страдания во внутренние достижения с тем, чтобы придать смысл его собственной жизни. По мнению В. Франкла, человек может придать смысл своей жизни посредством реализации трех типов ценностей: творческих ценностей (творческой деятельности, созидания); ценностей переживания (связанных с переживаниями в процессе познания, созерцании прекрасного, восприятия добра); и ценностей установки, то есть отношения или страдания (видение смысла даже в безнадежной ситуации, в которой человек оказывается не в силах что-либо противопоставить, как, например, в случае неизбежной смерти).
   Логотерапия не ответственна за наличие или отсутствие смысла и жизненных ценностей у пациента. Логотерапевт не навязывает пациенту ценностные суждения. Его роль состоит в расширении поля зрения пациента, с тем чтобы он смог увидеть, осознать весь спектр смыслов и ценностей, а затем актуализировать потенциальный смысл своей жизни. При этом логотерапевт придерживается точки зрения, согласно которой «подлинный смысл жизни должен быть найден в окружающем мире скорее, нежели в самом человеке или в его собственной психике». Это значит, что ответственность за нахождение пациентом смысла его жизни лежит на нем самом. Логотерапия лишь стремится побудить пациента к осознанию его собственной ответственности, к самостоятельному принятию ее на себя. Таким образом, она выступает в качестве терапевтического средства, способствующего обучению ответственности.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
489.11 кб

"антроподицея" и "смысл страдания" ("патематика" М. К. Мамардашвили и "логотерапия" В. Франкла)

Петрык Янина Юрьевна
«Антроподицея» сложное, многомерное понятие, содержание которого до конца не определено. В статье предпринята попытка выявить связь между исканиями философов относительно «человеческого оправдания» с «патематикой» М. К.
Читать PDF
154.39 кб

Концепция социально-психологической логотерапии аномалий религиозности

Ним Евгения Генриевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Статья посвящена актуальной проблеме социально-психологического логотерапевтического консультирования лиц, попавших в поле влияния религиозных организаций и групп.
Читать PDF
1.01 мб

Человек в поисках смысла: концепция логотерапии В. Франкла

Аллахманов Э.М.
В предлагаемой работе предпринимается попытка освещения понятия логотерапии как специфической идеи смысла жизни, рассматривающая проблему утраты веры в будущее и возможность духовного роста.
Читать PDF
430.31 кб

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ ЛОГОТЕРАПИИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА

Лэнгле Сильвия
Актуальность (контекст) тематики статьи. Виктор Франкл разработал два метода, основанные на фундаментальной (духовной) способности человека к самодистанцированию и самотрансценденции: парадоксальная интенция и дерефлексия.
Читать PDF
216.79 кб

Категория личности в экзистенциальном анализе и логотерапии В. Франкла

Уколова Елена Михайловна
В статье рассматривается системообразующее значение категории «личность» для концепции В. Франкла. Приводится категориальный и сравнительно-сопоставительный анализ представлений о личности в философской антропологии М.
Читать PDF
99.97 кб

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ

Штукарева Светлана Владимировна
Статья посвящена имеющим сегодня особое значение идеям логотерапии, в основе которых лежит димензиональная онтология В. Франкла.
Читать PDF
1.96 мб

ЧЕЛОВЕК В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ: КОНЦПЦИЯ ЛОГОТЕРАПИИ В. ФРАНКЛА

Тамарова М.А.
В данной статье освещается тема смысла жизни с точки зрения логотерапии основателем, которой является Виктор Франкл.

Похожие термины: