Логопсихотерапия

Предыдущий термин:
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ

Следующий термин:
ЛОГОРЕЯ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Логопсихотерапия

разновидность психотерапии, направленная на восстановление нарушенного речевого О. при логоневрозе. Термин введен Ю. Б. Некрасовой (1968), создавшей на основе сеанса эмоциональнострессовой психотерапии К. М. Дубровского комплексную систему социореабилитации заикающихся подростков и взрослых. Суть методики Л. - вызывание, усиление и закрепление состояния готовности к речи, а также обучение пациентов свободе смены психич. состояний, что способствует полноценному О. Эффективность данной системы социореабилитации возможна на основе личностного подхода, позволяющего выявить творческий потенциал личности пациента и создать у него глубокую мотивационную включенность в логопсихотерапевтический процесс. Система Л. состоит из 4 осн. этапов: I - пропедевтический (подготовительный, диагностический); II - сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии; III - активная групповая Л.; IV - контрольно-поддерживающий. Л. основывается на след. принципах: а) выявление «внутр. картины здоровья» пациента (термин начат использоваться Ю. Б. Некрасовой в 1991 г.) в отличие от традиционной «внутр. картины болезни» (по А. Р. Лурия); б) парадоксальность методов и приемов воздействия; в) коллективное сотворчество пациента и психотерапевта в организации лечебно-педагогического процесса; г) принцип диалогического взаимодействия в процессе О.; д) преемственность этапов и методов. В сер. 1990-х гг. данные принципы были дополнены следующими: принцип «общечеловеческой значимости» процесса социореабилитации, нравственно-психол. подхода к проблеме «норма - патология», единства психол.-пед. и психотерапевтических воздействий, рассмотрения социореабилитации как целостного процесса, подготовки «психол. почвы», принцип динамической психотерапевтической диагностики и внутр. картины здоровья, принцип формирования психотерапевтического коллектива. Творческую активность пациентов стимулируют широко применяемые в системе лечения методы и приемы опосредованного логопсихотерапевтического воздействия библиотерапия (основа диагностического блока и логопсихотерапевтических групповых бесед), символтерапия (использование лечебных символов), кинезитерапия (терапия движением). Данные методы применяются в индивидуальной и групповой формах для вызывания, развития и закрепления саногенных (оздоровляющих, целебных, по Ю. М. Орлову) психич. состояний у пациентов. Лит.: Некрасова Ю. Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии // Вопр. психологии. 1985, № 2; Она же. Лечение творчеством. М., 2006; Карпова Н. Л. Основы личностнонаправленной логопсихотерапии. М., 2003. Н. Л. Карпова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 3

Семейная групповая логопсихотерапия как модель системы социореабилитации

Карпова Наталия Львовна
Изложены данные теоретического анализа проблемы заикания (логоневроза) как одной из крайних форм нарушения речевого общения, представлены характеристики заикающихся и их семей и особенностей терапии данного дефекта. Показано, что применение нетрадиционных методов: динамической психотерапевтической диагностики, разработанной Ю. Б. Некрасовой, а также библио-, кинези-, символо-, видео- и кинотерапии может служить моделью формирования мотивационной включенности и интрагенной активности пациентов и их родственников в процесс социореабилитации. Описаны уровни и психологическая структура мотивационной включенности и механизмы ее формирования в логопсихотерапевтическом процессе.
Скачать PDF

Формирование стрессоустойчивости у заикающихся пациентов в процессе семейной групповой логопсихотера

Яковистенко А.Д.
Скачать PDF

Консультирование в семейной логопсихотерапии

Кругликова Анна Юрьевна
В данной статье представлен анализ процесса социальной реабилитации заикающихся разного возраста, включающего непосредственно связанные с ним различные виды консультирования. В результате проведенного исследования установлено, что большинство клиентов, как подростков, так и взрослых, относятся к лечению достаточно пассивно, не ощущают себя субъектом собственного излечения и всю ответственность за него возлагают либо на родителей, либо на специалистов (врачей, психологов, логопедов).
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!