ЛОГОПЕДИЯ

Предыдущий термин:
ЛОГОПЕД

Следующий термин:
ЛОГОПСИХОЛОГИЯ

Содержание:

Найдено 10 определений термина ЛОГОПЕДИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОГОПЕДИЯ

отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления. Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений; другие обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма. Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему. Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности. Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми. Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности.
Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой

ЛОГОПЕДИЯ

лого + греч. pais - ребенок). Наука, изучающая расстройства речи у детей и взрослых, их семиотику, диагностику и методы лечения. Объектом Л. являются дефекты речи и произношения - глухонемота, анартрии, алалии, афазии, дислалии, заикание и др. Подготовка специалистов-логопедов осуществляется на дефектологических факультетах педагогических институтов и включает в себя изучение пограничных медицинских наук, в том числе неврологии, психиатрии, медицинской психологии. Логопеды работают в специализированных кабинетах в районных поликлиниках и диспансерах.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

ЛОГОПЕДИЯ

от греч. logos - слово + pai-deia - воспитание) - отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.

Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений (см. Косноязычие); др. обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (см. Аграфия, Дислексия, Дисграфия). Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему (см. Алалия, Афазия). Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности (см. Заикание).

Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.

Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми.

Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. См. также Речи расстройства.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛОГОПЕДИЯ

logopaedics) - раздел медицины, занимающийся изучением дефектов речи и разработкой методов их исправления; речевая терапия.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

ЛОГОПЕДИЯ

speech therapy) - реабилитация пациентов с нарушениями речи, развившимися у них в силу каких-либо имеющихся врожденных отклонений, из-за несчастного случая или в результате заболевания (например, после инсульта). Логопеды имеют специальную подготовку в данной области, но могут не иметь диплома врача.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Логопедия

Словообразование. Происходит от греч. logos - слово + paideia - воспитание.

Категория. Раздел специальной педагогики.

Специфика. Занимается исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

ЛОГОПЕДИЯ

см. лого- + греч. peideia - воспитание, обучение] наука, изучающая речевые нарушения и разрабатывающая методы их коррекции и предупреждения

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Логопедия

Отрасль специальной педагогики, изучающая принципы и методы предупреждения и преодоления недостатков речи. Последние могут касаться только произношения и выражаться в нарушениях внятности (косноязычие), другие – в нарушениях речи и письма (аграфия, дислексия, дисграфия), охватывать и фонетическую, и лексикограмматическую системы (алалия, афазия), проявляться в нарушениях темпа и плавности речи (заикание).

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Логопедия

греч. logos + paideia - воспитание, обучение) - раздел дефектологии, изучающий дефекты речи, разрабатывающий методы их коррекции, устранения и предупреждения. Логопедия становится все более актуальной научной дисциплиной и практикой, так как число детей с нарушениями развития речи, согласно данным статистики, обнаруживает тенденцию к росту.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

ЛОГОПЕДИЯ

(от греч. logos – слово, речь и paideia – воспитание, обучение) – пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине ХIХ в. До 30х гг. XX в. в Л. преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание Л. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.

С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. – на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Современная Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из них (например, косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексикограмматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями языковых средств существуют также отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.

При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексикограмматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами; специальное обучение и коррекционновоспитательные мероприятия по мере необходимости согласуются с медицинскими рекомендациями.

Исследования речевой патологии способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи.

Логопедическая помощь детям с нарушениями речи оказывается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего профиля и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках и стационарах.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Инновационная модель логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей

Архипова Елена Филипповна
Статья посвящена концептуальному обоснованию инновационной модели раннего пролонгированного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальным поражением м
Читать PDF

Психолого-педагогическое обеспечение логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями

Карпушкина Елена Александровна
В статье дан краткий анализ состояния речевого и когнитивного развития детей с нарушениями речи, представлены результаты экспериментального изучения уровня сформированности грамматики и степени зрелос
Читать PDF

Эффективность обучения детей с нарушением речи по психолого-логопедической программе

Федотова Л. А., Соловьев А. Г., Симонова Н. Н.
Изучены психологические и психофизиологические параметры младших школьников с нарушением речи ряда общеобразовательных школ г. Архангельска.
Читать PDF

Логопедические и психологические особенности младших школьников с речевыми нарушениями

Федотова Л.А., Соловьев Андрей Горгоньевич
Проведено логопедическое обследование младших школьников с общим недоразвитием речи, фонетикофонематическими и фонематическими нарушениями, изучены психологические показатели с помощью тестов Векслера
Читать PDF

Задержка речевого развития у детей раннего возраста (психологический и логопедический аспекты)

Шипицына О. С., Гирилюк Т. Н.
Читать PDF

Задержка речевого развития у детей раннего возраста (психологический и логопедический аспекты)

Шипицына О. С., Гирилюк Т.Н.
Читать PDF

«Чупров Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие)

Чупров Л.Ф.
Дайджест пособия предназначенного для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 031800 «Логопедия», 031900 «Специальная психология», 032000 «Коррекционная педагогика и специальн
Читать PDF

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТ Н. Н. ТРАУГОТТ ДЛЯ ЛОГОПЕДИИ

Сумченко Галина Михайловна, Храковская Мария Григорьевна
Очерк жизни и деятельности Н. Н. Трауготт, внесшей исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности значительный вклад в теорию и практику дефектологии. Н. Н.
Читать PDF

Использование сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования

Шевченко Екатерина Владимировна
Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий, а именно сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130».
Читать PDF

Использование сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130» как дополнительного средства формирования

Шевченко Екатерина Владимировна
Статья посвящена вопросу использования в работе учителя-дефектолога новых компьютерных технологий, а именно сурдо-логопедического тренажёра «Дэльфа-130».
Читать PDF

Использование цветового игротренинга в логопедической работе с дошкольниками, имеющими нарушения реч

Ваниева Виктория Юрьевна, Юрловская Иллона Александровна
Представленная статья посвящена использованию в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи цветового игротренинга, авторской методики Н.В. Погосовой.
Читать PDF

Использование цветового игротренинга в логопедической работе с дошкольниками, имеющими нарушения реч

Ваниева Виктория Юрьевна, Юрловская Иллона Александровна
Представленная статья посвящена использованию в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи цветового игротренинга, авторской методики Н.В. Погосовой.

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!