ЛОГОПЕДИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОГОПЕДИЯ
logopaedics) - раздел медицины, занимающийся изучением дефектов речи и разработкой методов их исправления; речевая терапия.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ЛОГОПЕДИЯ
см. лого- + греч. peideia - воспитание, обучение] наука, изучающая речевые нарушения и разрабатывающая методы их коррекции и предупреждения

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Логопедия
(Logopaedia) (от греч. logos и paideuo). Раздел педагогики, тесно связанный с медициной, изучающий причины, патогенез, проявления, профилактику и лечение различных расстройств речи у детей и взрослых.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Логопедия
Словообразование. Происходит от греч. logos - слово + paideia - воспитание.
Категория. Раздел специальной педагогики.
Специфика. Занимается исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛОГОПЕДИЯ
speech therapy) - реабилитация пациентов с нарушениями речи, развившимися у них в силу каких-либо имеющихся врожденных отклонений, из-за несчастного случая или в результате заболевания (например, после инсульта). Логопеды имеют специальную подготовку в данной области, но могут не иметь диплома врача.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

Логопедия
греч. logos + paideia - воспитание, обучение) - раздел дефектологии, изучающий дефекты речи, разрабатывающий методы их коррекции, устранения и предупреждения. Логопедия становится все более актуальной научной дисциплиной и практикой, так как число детей с нарушениями развития речи, согласно данным статистики, обнаруживает тенденцию к росту.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЛОГОПЕДИЯ
(от греч. logos слово, речь + paideia обучение) — отрасль педагогики, тесно связанная с медициной, изучающая речевые расстройства и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики. Вид медикопедагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.).

Источник: Словарь-справочник по истории медицины 2010 г.

Логопедия
Отрасль специальной педагогики, изучающая принципы и методы предупреждения и преодоления недостатков речи. Последние могут касаться только произношения и выражаться в нарушениях внятности (косноязычие), другие – в нарушениях речи и письма (аграфия, дислексия, дисграфия), охватывать и фонетическую, и лексикограмматическую системы (алалия, афазия), проявляться в нарушениях темпа и плавности речи (заикание).

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЛОГОПЕДИЯ
лого + греч. pais - ребенок). Наука, изучающая расстройства речи у детей и взрослых, их семиотику, диагностику и методы лечения. Объектом Л. являются дефекты речи и произношения - глухонемота, анартрии, алалии, афазии, дислалии, заикание и др. Подготовка специалистов-логопедов осуществляется на дефектологических факультетах педагогических институтов и включает в себя изучение пограничных медицинских наук, в том числе неврологии, психиатрии, медицинской психологии. Логопеды работают в специализированных кабинетах в районных поликлиниках и диспансерах.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Логопедия
(от греч. logos — «слово», paideia — «воспитание») — отрасль специальной педагогики, изучающая различные нарушения устной и письменной речи устойчивого характера и разрабатывающая коррекционно-педагогические методы предупреждения и исправления речи.
Л. изучает нарушения звукопроизношения (дислалия и дизартрия), полное отсутствие речи (алалия), утрату уже имевшейся речи (афазия), расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность звучания), расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная или замедленная речь), специфические нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил (дисграфия), специфические нарушения чтения, не связанные с плохой его техникой (дислексия).

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЛОГОПЕДИЯ
(от греч. logos – слово, речь и paideia – воспитание, обучение) – отрасль специальной педагогики, изучающая нарушения речи, пути их преодоления и предупреждения. Недостатки речи различны по своим проявлениям, по своей природе и выраженности и по тому, какое влияние они оказывают на психическое развитие. Нарушения речи задерживают развитие игры, затрудняют общение с окружающими, служат препятствием к развитию воображения, ограничивают формирование представлений и понятий, затрудняют письмо и усвоение школьных знаний. Некоторые нарушения речи лишают ребенка важнейшего средства саморегуляции и осознания своего поведения. Реактивные изменения характера (замкнутость, неуверенность в себе, негативизм) порой усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление нарушений речи осуществляется в основном педагогическими методами.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛОГОПЕДИЯ
от греч. logos - слово + pai-deia - воспитание) - отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений (см. Косноязычие); др. обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (см. Аграфия, Дислексия, Дисграфия). Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему (см. Алалия, Афазия). Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности (см. Заикание).
Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.
Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми.
Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. См. также Речи расстройства.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛОГОПЕДИЯ
(от греч. logos – слово, речь и paideia – воспитание, обучение) – пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.
Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине ХIХ в. До 30х гг. XX в. в Л. преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание Л. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.
С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. – на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Современная Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из них (например, косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексикограмматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями языковых средств существуют также отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.
При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексикограмматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами; специальное обучение и коррекционновоспитательные мероприятия по мере необходимости согласуются с медицинскими рекомендациями.
Исследования речевой патологии способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи.
Логопедическая помощь детям с нарушениями речи оказывается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего профиля и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках и стационарах.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.71 мб

Специфика формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия

Тахтобина А.В.
В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность».
Читать PDF
1.72 мб

Выявление уровня профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия

Тахтобина А.В.
В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность». Представлены полученные результаты диагностического исследования сформированности уровня профессиональной направленности студентов, обучающихся по профилю логопедия.
Читать PDF
1.54 мб

Логопедия в наше время и в Азербайджане

Кязымова Эсмира Рафик
В наше время в Азербайджане увеличились интерес и потребность к сфере логопедии. По этой причине область логопедии развивается с научной и практической точки зрения.
Читать PDF
245.13 кб

Совершенствование профессиональной подготовки логопедов и студентов-бакалавров по профилю «Логопедия

Сергеева А.Г., Гаркуша Ю.Ф.
В статье представлены результаты исследования готовности логопедов образовательных учреждений и студентов бакалавриата по профилю «Логопедия» к профессиональной диагностике речевых нарушений.
Читать PDF
187.91 кб

Профориентационная работа в вузовской подготовке студентов по специальности «Логопедия»

Кругликова Анна Юрьевна
Статья посвящена вопросу организации профориентационной работы со студентами, обучающимися по специальности «Логопедия».
Читать PDF
842.57 кб

«Чупров Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие)

Чупров Л.Ф.
Дайджест пособия предназначенного для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям: 031800 «Логопедия», 031900 «Специальная психология», 032000 «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» и
Читать PDF
627.56 кб

Значение работ Н. Н. Трауготт для логопедии

Сумченко Галина Михайловна, Храковская Мария Григорьевна
Очерк жизни и деятельности Н. Н. Трауготт, внесшей исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности значительный вклад в теорию и практику дефектологии. Н. Н.
Читать PDF
510.50 кб

Компьютерная стабилография в логопедии заикания

Слива С. С., Губарева О. Ю., Ренжигло Л. М., Девликанов Э. О., Войнов И. Д.
Читать PDF
105.36 кб

Кафедра психопатологии и логопедии

Филатова Ирина Александровна
Читать PDF
194.42 кб

Реализация идей Л. С. Выготского в логопедии: системный подход к проблеме общего недоразвития речи у

Туманова Т. В.
В логопедии идеи Л. С. Выготского находят широкое применение. В частности, они составили основу системного подхода к изучению общего недоразвития речи у детей.
Читать PDF
417.35 кб

Генезис современных понятий логопедии

Филатова И. А.
Читать PDF
376.12 кб

Применение в логопедии интернет-ресурсов и систем для портативных платформ

В.А. Силаков, И.В. Егорова
Читать PDF
10.15 мб

Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Фаттахова Р. Г., Ахмерова Ф. Г.
Читать PDF
328.78 кб

Логопедическая помощь в современных условиях

Агранович З. Е.
Читать PDF
938.06 кб

Актуальные проблемы современной логопедии

Польшина Мария Александровна, Суслова Наталья Михайловна
В статье рассматриваются вопросы становления логопедии как науки, ее актуальные проблемы, основные цели обучения детей, организация логопедического процесса.

Похожие термины:

  • Логопедическая помощь

    (от греч. logos и paideuo). Специализированная помощь, оказываемая логопедом в учреждениях здравоохранения и обучения в основном детям с расстройствами речи.