ЛЯУДИС Валентина Яковлевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛЯУДИС ВАЛЕНТИНА ЯКОВЛЕВНА
(1932—2002)-психолог, специалист по общей, возрастной и педагогической психологии. Основные темы исследований: развитие памяти, инновационное обучение (психологические аспекты), обучение письменной речи, методика преподавания психологии.
Соч.:Память в процессе развития. М., 1976; Методика преподавания психологии. М., 1989; Инновационное обучение и наука. М., 1992; Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников (в соавт. с И.П. Негурэ). М., 1994; Психология инновационного обучения в высшей школе. М., 1996.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛЯУДИС Валентина Яковлевна

(р. 1932) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии развития, общей и социальной психологии. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979), профессор (1984). Зам. председателя Совета по психологии УМО университетов России (1988-2000). Засл. профессор МГУ (1996). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1955). В 1960—70-е гг. занималась исследованием проблем психологии памяти. Под руководством П.И. Зинченко выполнила и защитила канд. дис: Структура мнемического действия (1967). Продолжая исследования в этом направлении, в 1978 г. защитила докт. дис: Развитие памяти в процессе обучения. В работах Л. были выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти: 1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; 2) переходной, внешне опосредованной памяти; 3)осознаваемых произвольных процессов памяти; 4) метапамяти. Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему, посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школах (Память в процессе развития, М., 1976; Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ (М., 1983, в соавт.). С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками. Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения (Инновационное обучение и наука, М., 1992). Л. разрабатывает также общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается анализом методики преподавания психологии, психологическими основами инновационного обучения (Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников (Кишинев, 1983, в соавт.); Методика преподавания психологии, М., 1984). Автор и ред. ряда научных трудов и уч. пособий, в том числе: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся , М., 1980, соред. совм. с А.А. Бодале-вым; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, ред. и соавт, (т.1. -1980; т.2. -1981); Изучение и проектирование работы школы в социологическом аспекте (Место и функции социолога в школе), М., 1993. О. Г. Носкова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005