ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Лисина Майя Ивановна
(1929–1983) – советский психолог. Создатель научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения взрослого с ребенком. Л. выявила, что развитие общения проходит в онтогенезе ряд качественно своеобразных этапов. При этом переход от низших форм общения к высшим существенно зависит от взаимодействия ребенка и взрослого. Осн. работы: «Проблемы онтогенеза общения». – М., 1986; «Развитие общения у дошкольников». – М., 1974.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА
1929-1984) - сов. психолог. В 1950-е гг. Л. под руководством А. В. Запорожца выполнила исследование, в котором показала возможность формирования произвольного управления вазомоторными реакциями. В качестве психологической обратной связи использовалось предъявление испытуемым (по ходу эксперимента) текущей записи их сосудистых реакций. Главный результат: прежде чем стать управляемой, реакция должна стать ощущаемой. Десятилетие спустя в психологии и физиологии начались аналогичные исследования, получившие наименование: изучение биологической обратной связи. С конца 1950-х гг. и до своей безвременной кончины Л. с коллективом сотрудников изучала коммуникативное и духовное развитие детей, начиная с первых дней жизни. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА
(1929—1980)-психолог, специалист в области возрастной психологии, социальной психологии. Главная тема научных исследований-психология детей дошкольного возраста, в частности-общение детей дошкольного возраста между собой и со взрослыми людьми. Л.М.И. разработала собственную концепцию развития общения детей с рождения до конца дошкольного возраста. В своих теоретических работах рассматривала общение как таковое и его общую роль в психическом развитии человека.
Соч.:Общение и его влияние на развитие психики ребенка. М., 1974; Генетические проблемы в социальной психологии. М., 1985; Проблемы онтогенеза общения. М., 1986; Психическое развитие воспитанников детского сада (в соавт.). М., 1990; Общение, личность и психика ребенка. М.—Воронеж, 1997; Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Лисина Майя Ивановна

(1929, Харьков - 5.08.1983) - отечественный психолог.
Биография. В 1952 г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ, училась в аспирантуре у А.В.Запорожца в Институте психологии АПН РСФСР. В 1955 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему "Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет". С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Института общей и педагогической психологии. Профессор (1980). Член редколлегии журнала "Вопросы психологии".
Исследования. Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в котором выделила микрофазы развития детей этого возраста, их ведущую деятельность и основные новообразования. Проводила новаторские исследования по проблеме генезиса общения, его форм и движущих сил, влияния на развитие личности ребенка.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛИСИНА Майя Ивановна
1929-1983) - российский психолог, спец. в обл. возрастной психологии и психологии О. Докт. психол. наук (1974), проф. (1980), являлась чл. редкол. журнала «Вопросы психологии». Основала всемирно известную науч. школу в сфере детской психологии, авт. концепции генезиса О. ребенка со взрослым. Окончив в 1952 г. психол. отделение филос. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова, была принята в аспирантуру ИП АПН РСФСР к проф. А. В. Запорожцу. В 1955 г. защитила канд. дис. «О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные», с 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста в том же ин-те. В 1974 г. защитила докт. дис. «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Ин-та общей и пед. психологии. Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в к-ром выделила микрофазы развития детей этого возраста, их ведущую деятельность и осн. новообразования. Проводила новаторские исследования по проблемам генезиса О., его форм и движущих сил, влияния на развитие личности ребенка. Предложенный ею подход к изучению формирования личности ребенка в контексте О. основан на общеметодологической концепции, разработанной Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном. Ее отправным пунктом является представление о личности как совокупности обществ. отношений. М. И. Лисина высказала предположение, что возрастное развитие личности ребенка определяется складывающимися у него в практической деятельности и О. типами этих отношений. Важным фактором психич. развития ребенка она считала правильно организованное О. взрослого с ним и с первых дней жизни отношение к ребенку как к субъекту, неповторимой, уникальной личности. Одной из первых в психол. науке подвергла систематическому и углубленному анализу генезис О. как особой коммуникативной деятельности и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности, что позволило определить специфические особенности О. детей первых 7 лет жизни. Не имеющим аналогов в мировой психол. науке является цикл исследований о возникновении и развитии речи у детей. В основу его было положено рассмотрение речи как составного элемента структуры коммуникативной деятельности: речь возникает в условиях О. лишь тогда, когда осуществление коммуникативной деятельности ребенка становится невозможным без овладения этим особым средством. Дальнейшее развитие и обогащение речи происходит в контексте усложнения и изменения О. ребенка с окружающими. Осн. труды: Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской, 1997; Проблемы онтогенеза общения, 1986; Психология самопознания у дошкольников (в соавт), 1983. Е. А. Филонова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011