Лингвокреативность
Лингвокреативность
способность и склонность носителя языка, в частности — ребенка, к самостоятельному конструированию языковых единиц. Согласно так называемому конструктивистскому подходу к изучению детской речи, которого придерживается подавляющее большинство отечественных специалистов в области онтолингвистики (науки о речи детей), считается, что ребенок сам конструирует для себя систему своего родного языка — не извлекает все языковые единицы в готовом виде из языкового инпута, а строит самостоятельно. Наиболее ярко детская Л. проявляется в создании инноваций, в частности — словообразовательных, т. е. сконструированных детьми слов, не соответствующих языковой норме, но построенных по существующим в языке моделям и потому соответствующих языковой системе. Л. в той или иной мере свойственна всем детям, однако среди детей выделяются более лингвокреативные и менее лингвокреативные. Л. детей в нашей стране занимаются такие исследователи, как Т. А. Гридина, С. Н. Цейтлин, Г. Р. Доброва и др. В Екатеринбурге в последние годы активно проводятся теоретические исследования в рамках научного направления «Лингвистика креатива», выявляющие различные формы и механизмы лингвокреативной деятельности, выходит ряд коллективных монографий под общим названием «Лингвистика креатива» (2009—2014). (Доброва Г. Р.)
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014