ЛИЛИТ

Найдено 1 определение
ЛИЛИТ
/Lilith, Lilitu; иврит לילית – букв. «ночная»/ (Джелал; Кель-Джелал), предположительно первая женщина и жена (1) Адама.
Легендарный персонаж аккадской и иудейской мифологии, не признаваемый официальным богословием. Упоминается в сохранившихся списках Эпоса о Гильгамеше (VII в. до н.э.), Кумранских рукописях (250 до н.э. – 68), каббалистической Книге Зогар (II в.) и др. В Библии имя Л. отсутствует. Однако, разночтение в тексте допускает предположение о ее существовании: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие. I, 27); «И был вечер, и было утро: день шестой» (Бытие. I, 31). Таким образом, первая женщина появилась раньше Евы, о создании которой в Ветхом завете сказано позднее.
Согласно легенде, Адам и Л. любили друг друга, но постоянно ссорились. «Алфавит Бен-Сира» («The Alphabet of Ben-Sira», между VIII–XI в.в.) утверждает, что Л., якобы, отказалась занять нижнее положение во время пол. акта: «Она сказала, я не буду лежать ниже, и он сказал, я не буду лежать ниже, но только на вершине. Ты пригодна находиться только в подвластном положении, в то время как я – в превосходящем». Непокорная Л. изменила мужу с демоном Асмодеем, за что была изгнана из эдема.
Тоскующий Адам попросил бога Яхве вернуть ему Л. Тот послал за ней ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, однако, Л. ответила категорическим отказом. Она превратилась в царицу ночи, повелительницу ночных демонов. Наводила порчу на младенцев, вызывала бесплодие у женщин, похищала сперму молодых мужчин, чтобы зачать новых чудовищ. В Книге пророка Исайи Л. упоминается как «ночное привидение». В «Септуагинте» (греч. перевод Библии) Л. предстает в виде онокентавра (onokentauros) – гибрида осла и человека. В древне-греч. мифологии отождествлялась с ламией – безумным вампиром в жен. облике, а также с богиней луны Гекатой. В средневековом фольклоре считалась предводительницей инкубов-суккубов; послужила праобразом валькирии Брунгильды – героини «Саги о Нибелунгах».
Образ Л. лежит в основе представлений о роковой женщине. Породил целую традицию в мировом искусстве: поэма Данте Габриеля Россетти «Райская обитель» (1868), фантастическая новелла Джорджа Макдональда «Лилит» (1895), рассказ Анатоля Франса «Дочь Лилит», стихотворения Федора Сологуба, Аветиса Исаакяна, Владимира Набокова, М. Цветаевой («Попытка ревности») и др. Л. является одним из персонажей трагедии Гете «Фауст», философских трактатов Алистера Кроули «О волшебном искусстве» («De Arte Magica») и Даниила Андреева «Роза мира».
Л. /перен./ – олицетворение зла и исчадие ада.
«Во мне душа Лилит, лунная, холодная душа первой эдемской девы, первой жены Адама. Земное, дневное, грубое солнце мне, бледной Лилит, ненавистно. Не люблю я дневной жизни и безобразных ее достижений. К холодным успокоениям зову я тех, кого полюбила. К восторгам безмерной и невозможной любви зову я их.» Ф. Сологуб. Красногубая гостья.

Источник: Словарь доктора либидо

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Психологический анализ образов первых женщин Лилит и Евы в древних источниках

Шелехов Игорь Львович
Представлен анализ священных текстов, использующихся в авраамических религиях и характеризующих образы первых женщин Лилит и Евы.