ЛИЧНОСТИ НАРУШЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Нарушения личности
Категория. Системные расстройства личности.
Специфика. Характерны для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга. При этом происходят: снижение уровня активности, исчезновение критичности, изменение направленности и динамики мотивации, нарушение самооценки. При различных заболеваниях особенно страдает мотивационная сфера: развиваются патологические потребности и мотивы, которые часто связаны с личностной зависимостью от них; происходит перестройка системы мотивов; снижается уровень опосредствованности мотивов, позволяющий в норме реализацию отсроченного поведения; нарушается соотношение побудительной и смыслообразующей функций мотивов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛИЧНОСТИ НАРУШЕНИЯ
англ. persona lity disturbances) - нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, наблюдающиеся при психических заболеваниях и локальных поражениях головного мозга; выражаются в изменениях поведения: в снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры мотивационной сферы, нарушении самооценки и др. Проблема исследования Л. н. сложна. Существует много подходов к ее решению.
Одним из ведущих, развиваемых в отечественной психологии является направление, которое разрабатывалось Б. В. Зейгарнж, а после ее смерти - учениками и последователями. Основываясь на теоретических положениях школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, они в качестве основы личности рассматривают систему ведущих мотивов, характеризующуюся в норме определенной иерархией строения. Исследование Л. н. при различных заболеваниях показало, что патология мотивационной сферы проявляется след. образом: происходит развитие патологических по содержанию потребностей и мотивов (напр., потребности в алкоголе и наркотиках); перестройка иерархии мотивов, вследствие чего возникают изменения направленности личности (напр., патологический "уход в болезнь"); снижение уровня опосредствованное™ мотивов, т. е. обеднение целей деятельности; нарушение соотношения побудительной и смыслообразующей функций мотивов, что приводит к оскудению содержания деятельности; снижение критичности больных, выражающееся в невозможности проигрывания поведения и оценки своих дефектов.
К др. направлениям в психологическом изучении Л. н. относятся исследования, ведущиеся в школах В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе, а также рядом зарубежных авторов, которые, как правило, изучают данную проблему в рамках психоаналитического и гуманистического подходов.
Исследования Л. н., проводимые в отечественной психологии, позволяют получить новые данные о механизмах развития и функционирования личности в норме, что обогащает общепсихологическую теорию личности. Они являются также необходимым звеном практической психотерапевтической работы с больными. Л. н. следует отличать от различных аномалий развития личности, возникающих при неадекватных педагогических и социальных воздействиях. См. также Неврозы, Половые извращения, Синдромы психопатологические. (Е. Т. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
20.16 мб

Психосоматическое нарушение личности

Гусова Альбина Дударбековна, Хаблиева Елена Альбертович
В предлагаемой статье анализируется современный взгляд ученых. Данная проблема в статье действительно является по-прежнему актуальной и значимой. Статья посвящена психологическим изучением психосоматических нарушений подростков.
Читать PDF
95.45 кб

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ С НАРУШЕНИЕМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Былим Татьяна Анатольевна
Рассматриваются вопросы, связанные с нарушением пищевого поведения человека. Это фактор, оказывающий негативное воздействие на развитие личности, препятствие для личностной самореализации.
Читать PDF
241.64 кб

Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу развития личности при нарушениях зрительного анализатора. Рассматривается эстетическое, физическое, трудовое воспитание играет важную роль в формировании личности с нарушениями зрительного анализатора.
Читать PDF
293.69 кб

Особенности нарушения личности и самосознания у делинквентов

Воробьёв Андрей Александрович
Анализируются особенности личности и самосознания делинквентов по качеству самоценности, которое показывает характерные отличия самосознания делинквентов и законопослушного человека и может служить диагностическим критерием.
Читать PDF
133.02 кб

роль психастенических нарушений личности в формировании алкоголизма

А. С. Охапкин, Н. Д. Шевченко, Л. И. Калинина
Читать PDF
2.08 мб

Аддиктивное поведение как показатель нарушенной социализации личности

Антилогова Лариса Николаевна, Лазаренко Дмитрий Витальевич
В статье рассматриваются два аспекта социализации: осуществляемой в условиях образования и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни.
Читать PDF
775.59 кб

Особенности базисных убеждений личности с нарушением пищевого поведения

Васильева Екатерина Андреевна, Жедунова Людмила Григорьевна
В статье приводятся результаты исследования базисных убеждений у лиц с нарушением пищевого поведения (компульсивное переедание).
Читать PDF
94.35 кб

Роль трудового обучения в развити и личности ребенка с нарушением зрения

Колмакова С. Ю.
В статье уделяется внимание изучению роли трудового обучения в развитии личности ребенка с нарушениями зрения, рассмотрено значение трудового обучения и воспитания детей с нарушениями зрения для компенсаторного развития всех психи
Читать PDF
266.66 кб

Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта

Шипицына Л. М., Сорокин В. М.
Статья посвящена роли матери в психическом, а также личностном развитии детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются изменения в семье, связанные с рождением умственно отсталого ребенка.
Читать PDF
103.38 кб

Диагностика личностных особенностей пациентов с нарушениями пищевого поведения

Шабанова А.А., Виноградова М.Г., Кошелев В.В.
Читать PDF
273.85 кб

Нарушения критичности при расстройствах личности: судебно-психологический аспект

Мещерякова Кира Васильевна, Рязанова Анна Юрьевна
Представлены результаты литературного обзора нарушений критичности у лиц с расстройствами личности при судебно-психологической экспертизе.
Читать PDF
354.82 кб

Проектирование личностных результатов образования школьников с нарушениями зрения

Коновалова Марина Дмитриевна
Изложены данные теоретического анализа проблемы проектирования личностных результатов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте разработки и внедрения Федеральных государственных образовательных ст
Читать PDF
451.23 кб

Оценка личностных базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями

Хабарова И.В., Сидоренко О.А.
В статье формулируются проблемы оценки личностных базовых учебных действий у детей с умеренной умственной отсталостью в контексте Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отстал
Читать PDF
317.08 кб

Нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации

Фоминых Екатерина Сергеевна
Рассматриваются сущность психологической суверенности как интегративного свойства личности, роль психологических границ в личностном здоровье; анализируются специфика нарушений границ психологического пространства студентаинвалида
Читать PDF
816.44 кб

Психологические особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот

Конева Оксана Борисовна
В статье раскрыты основные специфические особенности развития детей-сирот в различные возрастные периоды.

Похожие термины:

  • НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЕ

    системные нарушения поведения - прежде всего социального - характерные для различных заболеваний психических и локальных поражений мозга головного. Характерны: снижением уровня активности; исче
  • АНТИОБЩЕСТВЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

    Изменеие личности, характеризуемое продолжающимся безответственным и антиобщественным поведением, начинающимся в детстве или юности (обычно как нарушение поведения) и продолжающимся во взросло