Развитие личности

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Развитие личности
важное свойство человека, которое заключается в его постоянном изменении (с различной направленностью и интенсивностью) и является результатом интеграции двух сил: общества и самой личности, субъекта развития. Поскольку личность — это система социальных качеств человека, общество через свои институты регулирует процесс личностного развития (семья, дошкольное, школьное воспитание, профессиональное образование и пр.). Но отправной импульс собственному развитию дает сам человек, исходя из своих потребностей. Соответственно и человеческий капитал видоизменяется вместе с его носителем. Таким образом, человек, как субъект деятельности, одновременно является и носителем, и источником формирования человеческого капитала.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс приобретения субъектом устойчивых социально-значимых черт и совокупности отношений к окружающему миру при его включении в человеческую общность. При вхождении в относительно стабильную социальную общность и благоприятно складывающихся обстоятельствах он проходит три фазы своего становления. В первой фазе (адаптация) происходит усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. в группе - с другой. При неустранимых противоречиях наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, требовательность к себе, и к другим. В связи с тем, что ситуация адаптации, (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности. «Социальная ситуация развития» (по Л.С. Выготскому), в которой происходит социальное Р.л., динамична. Наряду с динамикой Р.л. в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип Р.л. определяется типом группы, в которую она интегрирована.

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.