ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД это что такое ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД: определение — Психология.НЭС
ЛИЧНОСТЬ: АППАРАТ ПСИХИЧЕСКИЙ ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ

ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД

Найдено 1 определение:

ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД

совокупность способов И приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различаются методы:

1) экспериментальные и неэкспериментальные;

2) лабораторные и клинические;

3) прямые и косвенные;

4) исследовательские и обследовательские (психодиагностические). Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются методы исследования личности:

1) как индивидуальности;

2) как субъекта социальной деятельности и системы отношений межличностных;

3) как идеальной представленности в других людях. Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов. Субъектная ориентация представлена проективными (-> тест проективный) и психосемантическими методиками (-> метод дифференциала семантического; метод радикала семантического), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания - смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена опросниками личностными, шкалами восприятия межличностного, приемами оценки развития интеллектуальных качеств необучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида. Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентации достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности:

1) генетические методы изучения формирующейся личности (-> метод психогенетический);

2) методы исследования установок и диспозиций личности, активности надситуативной, уровня притязаний и пр. В отечественной психологии показано, что данные, полученные при исследовании личности как индивидуальности, нельзя непосредственно перенести на характеристики личности как субъекта отношений межличностных: индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в коей интегрирована личность. Во втором аспекте, в связи с этим, применяются социально-психологические методы исследования личности в группах: социометрия, референтометрия, приемы изучения поведения ролевого и пр. В третьем аспекте построения и использования методов исследования личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях - персонализация) и пр. В рамках этой ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод субъектности отраженной >- анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и пр. В психоанализе наряду с традиционными применяются собственные методы, основные из коих: метод ассоциативный, метод анализа снов, метод анализа ошибок, методы социометрические, методы психоисторические.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Найдено рефератов по теме ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интегральный потенциал переживания одиночества личностью как метод обработки эмпирических данных в л

Каханова Екатерина Юрьевна
В статье рассматривается инновация в количественном измерении степени переживания одиночества личностью в зависимости от спектра внутренних и внешних факторов. Дано сравнительное описание различных методов измерения одиночества. Проанализированы способы, границы и этапы применения метода интегрального потенциала переживания одиночества личностью. Представлены количественные результаты апробации нового метода. Приведены статистические данные, сведенные в 2 таблицы
Скачать PDF

Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция

Кузьмин Дмитрий Алексеевич
Статья посвящена исследованию развития сказкотерапии в качестве одной из современных школ практической психологии. Раскрывается поэтапное формирование теоретического аппарата и комплекса форм работы. Рассматриваются особенности становления сказкотерапии на каждом этапе её развития. Исследуется вклад устного народного творчества, фольклористов, этнографов, антропологов, филологов. Делается акцент на работах В.Я. Проппа как первых, в которых были проанализированы сказки, и З. Фрейда как первых, в которых использовалась сказка в качестве инструмента психологической работы. Анализируется современное состояние сказкотерапии, богатство областей её применения и разнообразие подходов к методу в работе разных психологов. В частности, сопоставляются мнения представителей основных школ сказкотерапии о принципах её использовании в практической работе. Проводится краткий обзор основных форм применения сказкотерапии в решении психологом прикладных задач профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Метод латентного интервью как источник экспертной информации при исследовании закрытых социальных гр

Ермошин М.Ю.
Вероятность столкновения интересов деструктивных тоталитарных культов с интересами государства является острой проблемой на сегодняшний день. Статья нацелена на рассмотрение тех практических приемов, применение которых позволит получить информацию и свести до минимума искажения в получаемых от респондента ответах, что даст возможность заранее определить стадию выхода из законсервированного состояния в агрессивную фазу деятельности членов подобных организаций.
Скачать PDF

Стабилометрический метод психофизиологического исследования

Стадников Е.Н.
Скачать PDF

Исследование профессионально важных качеств учителя общеобразовательной школы, применяющего метод во

Голованеский К.А.
В данной статье приводятся результаты исследования с использованием методов анкетирования не только на основе количественных результатов, но и на основе процентных отношений, ранговости, смысловых различий предлагаемых ответов, благодаря которым выявляются их содержательная и эмоциональная стороны.
Скачать PDF

Пиктограмма как метод исследования мышления осужденных

Диденко А. В., Писарев О. М.
Проведен анализ графических образов, полученных в ходе обследования 15 осужденных мужчин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, с помощью методики «Пиктограмма». Среди образов, актуализируемых осужденными, преобладают атрибутивные и конкретные, с большой индивидуально-эмоциональной значимостью. Мышление обследуемых характеризуется, с одной стороны, банальностью, приверженностью к общепринятым стереотипам, с другой наличием специфических черт, проявляющихся как в индивидуально-значимых образах, так и в оригинальной тюремной символике. Отмеченные особенности свидетельствуют об отгороженности, демонстративности, эгоцентричности и значительном влиянии эмоционального фактора на познавательные процессы участников исследования.
Скачать PDF

Игра как метод исследования социальной действительности

Ветренко И.А.
Скачать PDF

Включенное наблюдение как метод исследования социально-перцептивных факторов оценки служебно-боевых

Винокуров Игорь Борисович
В статье рассматриваются возможности использования метода включенного наблюдения при изучении социального восприятия сотрудников спецподразделений полиции в служебно-боевых ситуациях. В работе отражен анализ основных результатов применения данного метода, описаны социально-перцептивные особенности в профессиональной деятельности сотрудников СОБР и ОМОН МВД России.
Скачать PDF

Новый метод исследования личностных ценностей. Часть I. изучение содержания личностных ценностей

Николаева Ирина Александровна
Основа метода анализ переживаний респондентом ценности ассоциируемых «других» и себя. Размещение «других» на вертикальной шкале личностных ценностей позволяет описать их содержание и иерархию.
Скачать PDF

Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений

Николаева Ирина Александровна
Основа метода анализ ценностных отношений респондента к «другим» и себе. Используемые процедуры: ассоциирование, атрибутирование признаков, шкалирование. Графическая шкала личностных ценностей и субъективная единица измерения «минимальное ценностное различие» позволяют оценивать в шкале интервалов систематически не изученные феномены ценностных отношений личности. Предлагаются к обсуждению новые структурные параметры ценностных отношений.
Скачать PDF

Метод газоразрядной визуализации в исследовании физического и психического статуса человека

Попова Т.В., Колосова О.С., Булатова Т.Е.
Исследовано психофизиологическое состояние студентов при помощи метода газоразрядной визуализации. Выявлена зависимость характера ГРВ-грамм как от психического, так и от физического состояния. Показано, что такие качества, как целеустремленность, доброжелательность, воля, увеличивают интегральную площадь, яркость и равномерность ГРВ-грамм, а высокие физические нагрузки повышают степень корреляции показателей ГРВ-грамм с показателями вегетативного статуса и личностными особенностями спортсменов.
Скачать PDF

Моделирование опыта с помощью сетей Байеса как метод исследования интуиции

Попов Алексей Юрьевич
Рассматриваются перспективы и возможности применения эмпирико-статистического метода моделирования опыта с помощью сетей Байеса в исследовании феноменов интуиции. Интуиция рассматривается с позиций когнитивных систем обработки информации. Такое понимание обнаруживает характеристики интуиции, которые с трудом поддаются изучению с помощью традиционных методов психодиагностики. Моделирование опыта с помощью сетей Байеса предлагается как решение этой проблемы.
Скачать PDF

Похожие термины: