ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ

Найдено 1 определение:

ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ

объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий "объективного предбытия" или "социальных планов (программ)" личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность "рождается" дважды. Первое ее "рождение" - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе ее "рождение" - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда "образец" теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного "обезроливания" - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.

Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

1) появляются новые мотивы;

2) происходит соподчинение мотивов;

3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.

Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Формирование толерантности в условиях влияния информационных потоков на личность

Климова Юлия Александровна
В статье описана проблема формирования толерантности как психологического феномена с позиции влияния на личность различных информационных потоков,
Скачать PDF

Личность с рыночной ориентацией: проблема формирования образа

Чеботникова Татьяна Алексеевна
Статья посвящена описанию личности с рыночной ориентацией, отличительной чертой которой является чрезвычайная изменчивость и отсутствие индивидуальных особенностей, что позволяет адаптироваться в среде обитания и делать условия жизни максимально пригодными к существованию. Способом адаптации является динамика речевого поведения, направленная на изменение и презентацию образа личности The article is devoted to the description of a personality with a market orientation, whose distinctive feature is extreme changeability and individual peculiarities absence that helps to adapt in the environment and to make the life conditions as suitable for existence as possible. A means of adaptation is the speech behavior dynamics, directed to the changes and presentation of the personality image.
Скачать PDF

Психологические средства формирования личностью образа своего внешнего облика: качественное исследов

Каминская Наталья Андреевна
Статья посвящена анализу характеристик образа тела, формирующих отношение личности к своему внешнему облику, описание которых недостаточно представлено в психологической литературе. Процесс создания непротиворечивого образа физического «Я» и поддержания положительной эмоциональной оценки своего тела рассматривается через идею присвоения личностью компонентов своего внешнего облика, происходящего на протяжение всего жизненного пути. Он понимается как особая психологическая задача, адресуемая личности как интегративному образованию, сохраняющему и поддерживающему собственную целостность. Гипотезами исследования выступили предположения, согласно которым положительное отношение к своему внешнему облику обеспечивается актуализацией процессов смыслового и символического опосредствования его физических и экспрессивных особенностей и, наоборот, отрицательное отношение к своему облику свидетельствует о недостаточности подобных процессов. Были рассмотрены следующие характеристики образа тела: эмоциональная оценка и характер работы над телом, внутренние средства поддержания положительного отношения к своему внешнему облику, а также более широкий контекст личностных показателей: особенности мотивационно-потребностной сферы, самоотношения, психологической защиты, общая гармоничность, интегрированность личностной структуры. Продемонстрированы расхождения между осознаваемым и неосознаваемым отношением к внешнему облику испытуемых. Получены значимые корреляции между неинтегрированностью личностной организации и непринятием своего внешнего облика и между наличием сверхзначимой группы потребностей и негативной оценкой испытуемыми своего внешнего облика. Выявлено, что испытуемые, принимающие свой облик, характеризуются большей представленностью систем опосредствования как средств присвоения в структуре образа физического «Я», чем испытуемые, не принимающие свой физический облик.
Скачать PDF

Личность в структуре университетского сообщества

Закревская Наталья Григорьевна
Рассматриваются вопросы особенностей социализации личности в условиях университетского образования. Основная направленность процесса на факторы образования, которые обусловливают формирование элитности как показателя принадлежности к высокоинтеллектуальной социальной группе.
Скачать PDF

Методика ассимиляции опыта социальной компетентности личностью студента технического вуза в процессе

Перепелицына М.Ю.
Скачать PDF

Факторы влияния иппотерапии на личность ребенка с детским аутизмом

Свинолупов Андрей Григорьевич, Тряпичкина Мария Викторовна
В данной статье рассматриваются факторы влияния иппотерапии на личность ребенка с детским аутизмом раскрываются преимущества иппотерапии не только как отдельной терапевтической методики, но и в комплексе с поведенческой терапией.
Скачать PDF

Психические изменения, происходящие с личностью сотрудника отряда особого назначения в период подгот

Якушев И. В., Расписенко Н. П.
В статье рассматривается влияние фактора «стрессожидания» служебной командировки в зону вооруженного конфликта на личность сотрудников отрядов особого назначения в период подготовки.
Скачать PDF

Влияние условий изоляции от общества на личность и поведение осужденных на разных этапах процесса от

Трофимова М. В.
Рассмотрена специфика осужденных на разных этапах отбывания наказания через проявления агрессии, депрессии и акцентуаций характера. Specificity convicts on different stages of serving of punishment through displays of aggression, depression and accentuations of character is considered.
Скачать PDF

Самосознание и вера: влияние традиционных и нетрадиционных конфессий на личность современной молодеж

Храмова Ксения Вячеславовна, Азаматов Дамир Мустафиевич
Цель: обобщение результатов проведенного эмпирического исследования особенностей самосознания верующей молодежи республики Башкортостан. Метод или методология проведения работы: для сравнения были выбраны две конфессии: традиционный ислам и секта «Свидетелей Иеговы», в качестве фоновой группы выступали студенты. В качестве методов исследования применялась стандартизированная беседа, проективный метод депривации самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов), методика М. Куна, Т. Макпартленда «20 ответов на самоотношение». Результаты: обнаружены различия формирования самосознания и социальной деятельности у всех трех групп. В частности, выявилось, что идеология представленных религиозных конфессий, четко определяет нормы и правила общественной и личной жизни верующих. В тоже время, социальные идеалы, система семейных и образовательных ценностей «Свидетелей Иеговы», в отличии от мусульман приводит к серьезным искажениям развития личности, обрекая на замкнутое существование в рамках религиозного сообщества, на выпадение из многообразия общественных отношений. Все структурные звенья самосознания верующих юношей и девушек содержательно наполняют ценностные ориентации их религии. Самосознание характеризуется слабо выраженной саморефлексией. Личность реализует себя лишь в культовой практике и деятельности. Половая идентификация определяется культовыми эталонами мужского и женского поведения, отклонение от которых считается недопустимым. Мусульмане и студенты фоновой группы, демонстрируют более выраженные чем «Свидетели Иеговы» способности к рефлексии собственно личностных качеств, что позволяет сделать вывод о более адекватной их адаптации в многообразии социальных отношений. Область применения результатов: полученные результаты открывают перспективы дальнейшего исследования влияния религии на формирование самосознания современного человека в рамках таких наук как: социальная философия, философия религии, социология, психология личности и педагогика
Скачать PDF

Личность как субъект отношений и взаимоотношений

Шамионов Раиль Мунирович
В статье обсуждается проблема личности как субъекта организации отношений и взаимоотношений с другими. Анализируются многоуровневые отношения личности и их психологическое своеобразие. Особое внимание обращено вопросу о субъектной позиции и об отношении личности к другому и взаимоотношениям.
Скачать PDF

Специфика переживания ситуации инвалидности как приемлемого личностью и кризисного состояния

Адеева Татьяна Николаевна
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!