ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ЛИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ
объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и разных культурах эти системы различны, но смысл их от того не меняется и может выражаться посредством понятий "объективного предбытия" или "социальных планов (программ)" личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, кои при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой драматичные события в ходе формирования и жизни личности.
Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.
Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности, личность "рождается" дважды. Первое ее "рождение" - в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений нормам социальным. Итак, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе ее "рождение" - в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести достаточно общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных (-> механизм сдвига мотива; механизм освоения роли). Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае сознательно ими не управляет. Они господствуют до возраста подросткового, но и после продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самопостроения. Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении (-> потребность: опредмечение; потребность общения). Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к потребностям органическим: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм идентификации начинает действовать с малых лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто внешне, но одновременно усваивается и внутренние черты родителей. Очень ярко это проявляется в играх ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации - в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних возрастных стадиях чрезвычайно расширяется круг лиц, из коих выбирается образец-объект идентификации. Среди таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные герои. Но обычно наступает время, когда "образец" теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.
Механизм принятия и освоения ролей социальных тоже действует с раннего, дошкольного возраста: старший дошкольник мечтает стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен; часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона-роли социальной или позиции социальной. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения - "горячие точки" в жизни. Нередко о ролях мечтают - в таких мечтаниях существенную роль занимают представления о том, как индивид будет выглядеть в новой, желаемой роли. Эти переживания отражают стремление предстать перед другими в новом виде, согласно новой роли. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности. Близки к этому и ситуации временного "обезроливания" - при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях и пр.
Освоение ролей социальных имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2) происходит соподчинение мотивов;
3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать их в отдельности.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
244.62 кб

Формирование личности лидера

Григорова Владилена Константиновна, Гринкруг Мария Аркадьевна, Конькова Нелли Леонидовна
В статье рассматрена характеристика юношеского возраста как стартовой площадки формирования личности лидера. Обозначены педагогические условия для этого. Указаны критерии формирования лидера, определены его личностные качества.
Читать PDF
1.11 мб

Формирование культуры личности

Новикова Л. А.
Дается формирование культуры личности. Формирование культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями. Автор отмечает влияние образования на достижение поставленной цели
Читать PDF
979.60 кб

Роль семьи в формировании личности

Неустроева Александра Платоновна
В статье рассматривается проблема формирования личности и раскрывается роль семьи в данном процессе.
Читать PDF
6.15 мб

Роль диалога в формировании личности

Тахохов Борис Александрович
В статье раскрыта роль диалога в повышении самооценки, социального статуса, развитии творческих способностей студентов; показано, что именно в процессе диалогического общения личность приучается следовать образцам поведения в свое
Читать PDF
439.13 кб

Формирование личности юных футболисток

Шалар Олег Григорьевич, Стрикаленко Евгений Андреевич, Емельянова Ю. И.
Рассмотрены пути формирования положительных свойств личности юных футболисток к спортивной деятельности, команде, тренерам. Основу спортивного характера юных футболисток должны составлять командные традиции межличностного общения.
Читать PDF
452.13 кб

Влияние семьи на формирование личности

Топеха Т.А.
Анализируются данные пилотажного исследования, связанные с проблемой формирования личности в современном обществе.
Читать PDF
180.88 кб

Роль отца в формировании личности детей

Иргит Елена Ламбуевна
Статья посвящена выявлению роли отца в воспитании детей, а также изучению его влияния на формирование личности ребенка.
Читать PDF
219.53 кб

Роль субкультуры в формировании личности

Дементьева Мария Андреевна
Автор статьи рассматривает вступление в субкультуру как закономер-ный этап становления личности в современном обществе.
Читать PDF
1.02 мб

Формирование личности в учении А. Адлера

Григорович Е.С.
Статья посвящена исследованию проблемы формирования личности в теории Альфреда Адлера. В данной работе принимаются во внимание основные концепции, оказывающие влияние на формирование личности, рассмотренные А.
Читать PDF
120.73 кб

Духовные ценности и формирование личности

Белых Т.В.
Представления о ценности имеют непосредственное отношение к воспитанию, потому что содержание воспитания составляет реализация социальных программ, функционирующих в системе ценностей.
Читать PDF
189.62 кб

Роль семьи в формировании личности ребенка

Буршит И.Е., Скиба Е.С.
В статье рассматривается проблема эффективного построения взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Авторы предлагают краткий анализ деятельности МБДОУ № 92 «Ласточка» г. Таганрога по данному направлению.
Читать PDF
249.31 кб

Формирование духовно-нравственной личности

Клопова Елена Анатольевна
В статье рассматривается вопрос нравственного воспитания иностранных курсантов с помощью искусственно созданной модели культуры общества, представляющей собой своеобразный аналог действительности, способный выполнить свою главную
Читать PDF
427.56 кб

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Романенко Лариса Владимировна
В статье поднимается вопрос о важности семейного воспитания для формирования личности ребёнка, о тактиках воспитания в семье, их плюсах и минусах для становления личности ребёнка.
Читать PDF
934.27 кб

Факторы, влияющие на формирование личности

Петрова Софья Игоревна
В статье рассматривается социальная среда, ее влияния на личность и культурные процессы в целом.
Читать PDF
961.18 кб

Факторы, влияющие на формирование личности

Петрова Софья Игоревна
В статье рассматривается социальная среда, ее влияния на личность и культурные процессы в целом.

Похожие термины:

  • ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

    вид развития личности (второе ее созревание): изменение психологической, динамической, функциональной структуры личности, но главным образом ее содержания, под влиянием внешних воздействий. Ф. л.
  • формирование личности, психики

    термин, введенный в широкую практику А.С. Макаренко "это процесс ее изменения и развития в результате внешнего воздействия на нее. В этом отличие от созревания как изменения в силу внутренних, врож
  • ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

    личностные свойства человека не считаются врожденными и начинают формироваться в первой половине дошкольного детства (до 3 лет). Те качества Л., которые начинают формироваться в ранние годы, впосл
  • ДЕФИЦИТАРНЫЙ ТИП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Ковалев, 1976) - вариант патологического формирования личности у детей с физическими недостатками (дефект зрения, слуха, порок сердца и др.). Основное патогенетическое значение имеют при этом социаль