Левитов Николай Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛЕВИТОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ
(1900-1972)-психолог, специалист в области общей психологии (психология воли и характера), инженерной психологии, педагогической психологии и психологии труда.
Соч.:Вопросы психологии характера. М., 1956; Детская и педагогическая психология. М., 1960; Психология труда. М., 1963.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Левитов Николай Дмитриевич
(17.04.1890, Ранненбург Рязанской губернии - 17.02.1972, Москва) - отечественный психолог.
Биография. Родился в семье священника, закончил Ранненбургское духовное училище первым учеником, за казенный счет учился в Рязанской духовной семинарии, откуда среди лучших учеников был отправлен в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 г. (магистр). Одновременно занимался психологией в Петербургском психоневрологическом институте под руководством А.Ф.Лазурского и В.С.Сербского. С 1918 г. по 1921 г. преподавал психологию и логику в Ранненбургском педагогическом институте. С 1921 г. преподавал логику и психологию в Институте народного образования, с 1923 по 1936 гг. работал в лаборатории Центрального института труда, руководил психологической лабораторией Института им. В.А.Обуха. В 1936 г. был утвержден в степени кандидата наук. В 1938 г. работал в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией воли и характера, затем - лаборатории психологии личности. Здесь защитил докторскую диссертацию на тему "Проблема характера в психологии". С 1946 г. по 1960 г. он - профессор кафедры психологии в МГПИ им. В.И.Ленина и Институте им. В.П.Потемкина, заведующий лабораторией психологии личности.
Исследования. Занимался разработкой и внедрением диагностических тестов для профориентации и профконсультации. Дал всестороннее освещение сущности, динамики и генезиса психических состояний. Рассматривал психические состояния как наиболее реальные факты психики, занимающие промежуточное место среди других, в той или иной степени сконструированных образований (психических процессов и психологических свойств личности).
Сочинения. Психологическая лаборатория и школьная практика. 1923;
Психотехника и профессиональная пригодность. 1926;
Психология труда. 1963;
О психических состояниях человека. 1964;
Детская и педагогическая психология. 1964;
Психология характера. 1969

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛЕВИТОВ Николай Дмитриевич

(1890-1971) — российский психолог, специалист в области педагогической и возрастной психологии, психологии труда и дифференциальной психологии. Д-р психологических наук (1944), профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Научно-педагогическую деятельность начал в 1921 г. в качестве проректора Института Народного Образования в Москве. Позже работал в Центральном институте труда. В 20-е гг. возглавлял лабораторию профконсультации Института охраны здоровья детей и подростков им. Обуха, где изучал и систематизировал зарубежный и отечественный опыт в области оценки профпригодности, ее прогнозирования (Психотехника и профессиональная пригодность., 1924, 1928). Совместно с А.А. Толчинским разработал батарею психологических тестов для диагностики общей интеллектуальной одаренности и технического интеллекта в целях профконсультации молодежи, которая широко применялась в исследованиях отечественных психологов того времени (Испытания умственной одаренности (тесты). 1927). Был активным членом Всесоюзного Общества психотехники и прикладной психофизиологии (зам. председателя, 1928—1934), членом редакции журнала Советская психотехника, членом Московского тес-тологического объединения. С 1938 по 1959 гг. заведовал лабораторией в Институте психологии АПН РСФСР, где в 1944 г. защитил докт. дис: Проблемы характера в психологии. С 1959 г. преподавал и руководил кафедрой психологии Московского областного педагогического ин-та им. Н.К. Крупской (1959-1971). В 1940—50-е гг. Л. опубликовал ряд книг в области возрастной и педагогической психологии в помощь школьным учителям и мастерам профтехучилищ Очерки педагогической психологии, 1946; Психология старшего школьника, 1955; Вопросы психологии характера, 1952, 1956, 1969). Способствовал становлению исследований в сфере психологии труда, ликвидированной в 1936 г. вместе с педологией (Психология труда, 1963). Разрабатывал проблему одаренности и способностей, которые понимал как относительно устойчивые психологические особенности человека, рассматриваемые с позиций его пригодности к данной деятельности. Одаренность, по мнению Л., это природный фонд способностей, их задатки, биологическая основа, не предполагающая развития способностей, но в ряде случаев являющаяся существенным фактором этого развития, особенно на его первых этапах (Способности и интересы, 1962). Л. одним из первых в отечественной психологии поставил проблему психических состояний человека. Рассматривал готовность человека выполнять трудовые, учебные задачи как обусловленную устойчивыми свойствами его индивидуальности, владением специальными знаниями и умениями, а также динамичными психическими состояниями (О психических состояниях человека, 1964). С. В. Ильина

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005