ЛЕОНТЬЕВ А.Н.
ЛЕОНТЬЕВ А.Н.
(1903 -1979) выд. рус. психолог, иссл. механизмы формирования высших психических функций, как процессы-функции интериоризации-подсоединения-вращивания экстероформ, инструментально-опосредованных действий, в сложные имманентные мультипсихические процессы; работы Л. практически соотносимы ко многим проблемам псих. — проблемам эволюции психики в филогенезе, роли деятельности животных в этом процессе; проблемы возникновения и эволюции сознания в антропогенезе, в связи с эволюцией коллективно-трудовой деятельности индивида; проблемы, связанные со структурно-модельной деятельностью, со структурами-моделями сознания; Л. иссл. также эмотивно-мотивационную сферу личности, историческую методологию психологии; а базируясь на открытиях-идеях философско-культурно-исторических теорий Л. продуктивно выдвинул и подетально проанализировал оригинальную психологическую концепцию деятельности индивида; вот уже модернизировано-редуцированно-субстанциальная моделеструктура деятельности субъекта по Леонтьеву-Юрчуку: эгоинтропрограммирование-эгопроектирование мультимоделей-мультисхем деятельности-активности конгруэнтно целепроекциональным смыслам-ориентирам, с корригацией-киберноизацией-регуляцией мультиинтропсихических актов-феноменов-признаков; интродуктивная подготовка к деятельности — действие, мультидействие — мультиинструментальность, мультиоперациональность — физиологические функции в корреляте с психическими, с подключением структур-моделей мотивационной сферы—интромотивация—экстеромотивация — мотив, цель, программа, проект, задача — завершающий этап инструментально-операционально-результируемых актов-действий, спроецированных на реализацию цели, задачи, проекта; сам Л., значительное внимание уделял анализу сознания и его единиц, он эксплицировал некот. функции-корреляции-пулизации смысла плюс чувственной ткани в качестве главных ингредиентов самой модели сознания, а личность, по Л. необходимо иссл., изучать согласно моделеиерархическим мотивационно-смысло-идейным интерпретациям, в совокупности-аддитивности научных модификаций, дабы обогащать познания об индивиде новыми целостно-системными критериально-значимо-аксиологическими знаниями; осн. соч. «Деятельность. Сознание. Личность» (1975), «Проблемы развития психики»(1959), собр. соч. в 2-х т. М.: Наука».
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.