ЛЕНЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Лень
ощущение внутреннего сопротивления при попытке заставить себя сделать что-либо. Может проявляться в виде скуки, бессмысленности, отсутствия интереса или желания.

Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015

ЛЕНЬ
психическое явление: отсутствие желания делать что-либо, требующее волевого усилия, и главное — переживание удовольствия от безделья. Необходимо отличать от апатии и сознательного отказа от работы в силу неправильного отношения к труду.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Лень
отвращение к труду, склонность к праздности, к безделью. Может совмещаться со скукой, фантазией.
Но в чем он истинный был гений…
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, –
Была наука страсти нежной.
(А. Пушкин, Евгений Онегин)
Ему хотелось почитать, но лень было идти в библиотеку за книгой (Б. Прус, Кукла).
Ср. апатия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЛЕНЬ
отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью. Борьба человека с собственной Л. нередко является источником внутриличностных конфликтов. Л. – человеческая форма инстинкта, присущего всем животным, выражающаяся в стремлении минимизировать усилия, прикладываемые для обеспечения себя жизненными ресурсами. Если последствия Л. одного человека наносят ущерб окружающим, это создает угрозу межличностных конфликтов между лентяем и теми, кто страдает от этого. Л. желательно отличать от здорового стремления избегать излишней активности. Лентяй – тот, кто не делает необходимого. Тот, кто не стремится добиваться того, что ему не нужно, – философ. «Есть три стиля жизни: деятельный, созерцательный и чувственный. Созерцательный среди них наиболее предпочтителен» (Аристотель).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЛЕНЬ
психическое явление: отсутствие желания делать чтонибудь, требующее волевого усилия, и главное – переживание удовольствия от безделья. Необходимо отличать Л. от апатии и сознательного отказа от работы в силу неправильного отношения к труду. Л. детская – особенность поведения ребенка (в устойчивых формах – черта формирующегося характера), выражающаяся в отсутствии у нормального и здорового ребенка привычки к физическому или умственному трудовому усилию. Одна из причин Л. – тепличное воспитание, изнеживание ребенка, неразумная любовь родителей, назойливая опека, оберегание от более или менее значительного волевого усилия. Однако Л. может развиться и как реакция на грубую требовательность родителей, не заботящихся о том, чтобы трудовое усилие подкреплялось положительными эмоциями. Благоприятной почвой для развития Л. может быть и окружение ребенка: если в семье царит атмосфера безразличного или даже отрицательного отношения к труду как к тягостной необходимости, вполне возможно формирование у ребенка этой отрицательной черты характера. Преодоление уже развившейся Л. требует большой и спокойной настойчивости.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛЕНЬ
универсальное средство защиты от бесполезного труда. Чаще всего - следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто многолетней усталости. Чтобы разобраться в лени, нужно уточнить ее суть. Лень выполнять определенную работу. - Есть два выхода: отказаться от работы или сделать ее приятной. При попытке отказаться от работы нужно решить, кто другой возьмет на себя эту работу или что случится, если не делать ее совсем. Здесь можно поменяться с кем-то делами, привлечь на помощь или разбить работу на операции, изменить ее технологию и пр. Иногда неприятную работу можно "пересидеть" (так, в армии известен принцип: получив команду, не спеши выполнять - может последовать команда отставить). Чтобы сделать работу приятной, можно:
1) придумать себе систему поощрений;
2) устроить соревнование с коллегами (даже если они об этом не знают);
3) однообразную часть работы довести до автоматизма - тогда она "проскакивает" мимо психики;
4) психологически отстраниться: представить себя актером, вживающимся в образ, или сыщиком, занимающимся промышленным шпионажем (это особенно эффективно при разовых работах);
5) держать в памяти конечные стимулы - заработок, признательность, профессиональный рост, даже окончание неприятной работы - и удовлетворение от стимулов постепенно перенесется на сам процесс работы. Присутствие лени по причинам физическим и душевным. Такие причины могут понемногу возникнуть как бы сами собой: нужно только не делать зарядку, не гулять, не заниматься спортом, есть меньше овощей и фруктов, ложиться спать попозже и пр... Лень приходит и тогда, когда у человека нет цели либо он не может определить ее. Стоит попробовать письменно ответить на вопросы: о своих жизненных целях; о том, как хотелось бы провести следующие три - пять лет жизни; о том, как бы шла жизнь, если бы знать, что через полгода она Закончится... И выделить для ответов на эти вопросы по две-три минуты. Потом в каждом из списков ответов выделить три главные цели, а из них - самую главную. И посмотреть, похожи ли они на то, чем приходится заниматься изо дня в день. - Это и будет обоснованным диагнозом лени и рецептом от нее. У лени есть определенный режим. На тяжелые, ленивые часы нужно перенести самые простые дела. Если тяжелые времена - месяц или сезон, можно разбить их коротким отпуском. Если это "весенняя усталость", следует обратить внимание на витамины, больше бывать на воздухе, на солнце. Кроме названных ситуаций, могут быть иные. Главное - понять истоки лени, сформулировать проблему, наметить пути выхода из нее и сразу же действовать. Но и не забывать, что кроме лентяев есть и трудоголики, жизнь коих тоже может пройти мимо...

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998