(1927, Глазго, Шотландия - 1992) - английский психиатр, психолог, один из основателей антипсихиатрии.
Биография. Окончил университет, работал в качестве психиатра в армии, затем в клинике в Газго. В 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Лондонском университете. С 1957 г. работал в качестве профессора в Тавистокской клинике.
Исследования. Трактовал психопатологию в контексте изменения способа бытия индивида. Так, по его мнению, шизофрения представляет собой особую стратегию, к которой индивида прибегает, чтобы адаптироваться к неблагоприятной жизненной ситуации. В качестве основного метода использовал герменевтику, как погружение во внутренний мир психотика.
Сочинения. Self and Others. Tavistock Publication, L., 1961;
The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness. Harmondsworth, 1965;
Laing K.D. Phenomenologie der Erfahrung. Frankfurt/ M.: Suhrkamp, 1969
Лэйнг Рональд Дэвид
(1927-1989) -шотландский психиатр и психолог. Один из создателей и лидеров антипсихиатрии. Окончил медицинский фак-т ун-та г. Глазго. Увлекался психоанализом. Работал психиатром в различных лечебных учреждениях (в том числе в армейских ), а затем в клинике Глазго. Читал курс лекций по психиатрии в местном ун-те. Длительное время самостоятельно изучал философию, теологию, восточные и западные мистические учения. Исследовал природу и причины психических болезней, окружение психически больных, шизофренические системы, взаимоотношения врача и пациента, традиционные способы психиатрии и психотерапии, измененные состояния сознания и его трансперсональные уровни, этические и юридические аспекты психиатрии, проблемы человеческого опыта и др. Считал, что подлинные причины безумия коренятся в основах человеческого бытия. Интерпретировал ряд психических заболеваний как стратегии и способы выживания людей в современном мире. В качестве одной из идей предложил считать сумасшествие разумной реакцией на безумное социальное окружение. Утверждал, что современная психиатрия и психопатология искажают подлинный внутренний мир больных людей. Выступил с резкой критикой репрессивного характера современной клинической психиатрии. Боролся за человеческие права психически больных. Считал неправомочным принуждение пациентов к приему психотропных препаратов. Предлагал интенсифицировать поиски более тонких психофармакологических подходов. Сформулировал понимание психотерапии как аутентичной встречи двух людей. После 1956 г. работал врачом в клинике Тэвистока. В 1961 г. опубликовал книгу Разделенное Я. Экзистенциальное исследование психического здоровья и безумия, в которой использовал идеи и труды европейских философов-экзистенциалистов для критики традиционной психиатрии и разработки программы перестройки психиатрии в экзистенциальном контексте, обеспечивающим понимание нормального и патологического бытия в мире. Исследовал комплекс проблем Я, в том числе вопросы формирования и функционирования ложного Я. С 1961 по 1967 г., работая в Тэвистокском Институте человеческих отношений, исследовал разнообразные проблемы семьи. Придавал особое значение окружению психически больных людей и систематически изучал семьи шизофреников. Во время посещения Индии и после практиковал йогу и буддистскую медитацию. В 1965 г. организовал терапевтическую коммуну Кингсли Холл — своеобразную экспериментальную модель будущих антипсихиатрических коммун. В качестве существенно важного момента нормальной жизни и психики утверждал онтологическую безопасность, главным условием обретения которой полагал способность человека быть автономной индивидуальностью. В этой связи исследовал и выделил три типичные формы тревоги — поглощение, прорыв и окаменение, которые следует научиться преодолевать. В критике и борьбе с современной психиатрией придавал большое значение замене современного психиатрического жаргона посредством использования идей и подходов герменевтики. Поддерживал и развивал учение Г. Маркузе об одномерном человеке . Выступал с критикой репрессивной одномерной цивилизации нашего времени. Считался одним из идеологов движений новых левых и контркультуры. В последний период творчества несколько смягчил антипсихиатрические позиции и осуществил некоторый поворот к альтернативным психологиям. Опубликовал ряд работ, посвященных изучению социальных систем фантазий, посредством которых группа воздействует на своих членов. Автор книг: Я и другие (1961); Здравомыслие, сумасшествие и семья (т. 1. Семьи шизофреников, совм. с А. Эстерсон), 1964; Разум и сила. Десятилетие философии Ж.-П.Сартра, 1950-1960 (совм. с Д. Купер), 1964; Интерперсональное восприятие. Теория и метод исследования (совм. с Г . Филлипсон и А. Ли), 1966; Политика опыта и райская птица, 1967; Семейные трудности, 1967; Политика семьи, 1969; и др. В. И. Овчаренко
Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005
В 1956 году Р. Лэйнг стал квалифицированным психиатром, получил место старшего регистрата в Тэвистокской клинике в Лондоне и стал проходить психоаналитическую подготовку в Институте психоанализа. В 1960 году в качестве психоаналитика открыл частную практику в Лондоне и стал экспериментировать с наркотиками, особенно с ЛСД. В том же году опубликовал книгу «Расколотое Я», которая получила благожелательные рецензии в медицинских журналах, но оказалась не востребованной у массового читателя. В 1962 году возглавил Лангхэмскую клинику в Лондоне. В последующие годы стал выступать в средствах массовой информации и на британском телевидении вел передачу по проблемам сумасшествия, здоровья и семьи. Переизданная в 1965 году его работа «Расколотое Я» стала бестселлером. В том же году он совместно с А. Эстерсоном и Г. Купером начал осуществлять проект по созданию коммуны Кингсли Холл. Это была экспериментальная коммуна, в рамках которой при работе с шизофрениками использовались наркотики, а пациенты и врачи находились в равном положении. Работа в данной коммуне осуществлялась на протяжении пяти лет, пока соответствующий проект не был закрыт в 1970 году. Наряду со своими коллегами Р. Лэйнг стал одним из лидеров антипсихиатрического движения, выступавшего против официальной психиатрии.
В 1971 году Р. Лэйнг со своей второй женой и двумя детьми совершил путешествие в Шри Ланку, где на протяжении двух месяцев изучал медитацию в одном из буддистских монастырей. В том же году он посетил Индию, где в течение трех месяцев учился у индусского аскета Гангроти Баба, посвятившего его в культ индийского божества Кали, изучал санскрит и посетил Говинду Лама, который был гуру для Тимоти Лири, приобщавшего западную молодежь к экспериментированию с ЛСД.
По возвращении в 1972 году в Лондон Р. Лэнг продолжил свою работу в качестве психиатра и психоаналитика, а также совершил турне в США, где выступил с циклом лекций. Встреча с психотерапевтом Э. Фэр, практиковавшей психодраму «возрождение» для лечения пациентов, привела к тому, что в 1973 году он использовал эту технику на себе. За свою деятельность по развитию движения антипсихиатрии он удостоился особой чести, когда в 1985 году в Национальной портретной галерее Шотландии появился его портрет. В 1987 году его имя было вычеркнуто из официального списка членов медицинского сообщества, имеющих право заниматься медицинской практикой. Умер от сердечного приступа во время игры в теннис во Франции в 1989 году.
Р. Лэнг – автор работ «Расколотое Я» (1960), «Я и другие» (1961), «Политика переживания и райская птица» (1967), «Узлы» (1971), «Вы любите меня?» (1976), «Факты жизни» (1976), «Разговоры с детьми» (1978), «Мудрость, сумасшествие и безумие» (1985).
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001