Лейбниц Готфрид Вильгельм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Лейбниц Готфрид Вильгельм
1646 – 1716) — немецкий философ, математик, языковед, развернувший критику учения Дж. Локка о душе как „чистой доски“. В соответствии с его представлениями, душа еще до всякого реального опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, от которых зависит прием внешних впечатлений. Разрабатывал концепцию „малых восприятий“, в которой разделил понятия психики и сознания, признавая, что существуют смутно осознаваемые и совсем не осознаваемые психические процессы. Ввел в психологию понятие апперцепции, под которой понимал форму активности души, проявляющуюся даже в процессе элементарных ощущений.

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ
фон (Leibniz, 1646-1716) - нем. философ, математик, языковед, историк, юрист, изобретатель. Решение Л. ряда психологических проблем означало новый шаг в понимании природы психического и сознания. В отличие от своего современника Дж. Локка, Л., во-первых, не считал душу "чистой доской", которую заполняет письменами прижизненный опыт индивида, а сравнивал ее с глыбой мрамора, в котором имеются уже некоторые "прожилки", или экраном со складками. Душа, по Л., еще до всякого опыта имеет свои индивидуальные особенности, предрасположения, внутренние условия и т. п., которые опосредствуют внешние впечатления. Эта идея была развита в последующей психологии (ср., напр., формулировку С. Л. Рубинштейном принципа детерминизма: внешние причины действуют через внутренние условия). Во-вторых, Л. был против отождествления Декартом и Локком психики и сознания, развивая концепцию "малых восприятий", т. е. смутно осознаваемых или вовсе не осознаваемых психических содержаний. Т. о., Л. стоял и у истоков разработки проблемы бессознательного в психологии. В-третьих, Л. полагал необходимым признать наличие активности души в процессе даже элементарных ощущений, ввел понятие апперцепции. В решении психофизической проблемы придерживался позиции психофизического параллелизма ("соответствия") в результате "предустановленной Богом гармонии" между физическим и психическим. (Е. Е. Соколова.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ
(Liebniz Gottfried) (1646—1716)-немецкий ученый, философ и математик, интересовавшийся также и вопросами психологии. Одним из первых Л.Г.В. использовал понятие о бессознательной психике, доказывая в споре с Р. Декартом, что психика (душа) не сводится только к явлениям сознания. Он отрицал также утверждение Декарта о том, что животные лишены души. В самом сознании Л.Г.В. выделял два уровня: перцепцию и апперцепцию. Под апперцепцией он понимал отчетливое состояние сознания, внимания и хорошую работу памяти. Л.Г.В. выступил как автор оригинального учения, получившего название монадология. Центральное понятие этого учения-монада означало духовную субстанцию, обладающую психической активностью. Душа каждого человека представляет собой своеобразную монаду. Основными свойствами монады, по Л.Г.В., являются восприятия (перцепция) и стремление, но она также обладает и апперцепцией (в указанном выше смысле слова). Разделяя содержание души-монады по степени осознанности представленных в ней знаний, Л.Г.В. выделил три области: область ясного, отчетливого знания (апперцепция); область неясного, смутного знания; область бессознательного. Душа и тело, по Л.Г.В., совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам. Эта идея впоследствии превратилась в одну из сложнейших проблем психологии-проблему психофизического параллелизма.
Соч.:Сочинения. В 4-х т. М., 1982—1989; Метафизика Г.В. Лейбница: современные интерпретации. М., 1998. См. апперцепция, психофизический параллелизм (психофизиологический параллелизм).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм

(1646-1716) — немецкий философ, математик, юрист, историк и дипломат. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском ун-тах. С 1676 г. — придворный библиотекарь у ганноверских герцогов, затем историограф и тайный советник юстиции. Опираясь на разработанное им дифференциальное и интегральное исчисление, представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в себе нематериальных ценностей — монад. Отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, Л. ввел понятие о бессознательной психике, полагая, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий (малых перцепций). Животные, по мнению Л., не являются простыми автоматами. Разум им заменяют ассоциации, которые являются единственным способом организации знания не только для животных, но и для людей, когда они ограничиваются данными органов чувств. Вместе с тем только людям свойственно ясное рациональное понимание природы вещей и постижение вечных истин. Распространив на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, Л. разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию (представленность) какого-либо содержания, под второй — его отчетливое осознание, которое включает обостренное внимание и активную работу памяти. Критикуя эмпиризм Локка, выразившийся в трактовании души как органа, запечатлевающего чувственные воздействия, Л. указывал, что этот орган не является чистой доской, в нем имеются только задатки, предрасположенность к познанию, реализуемая активной деятельностью разума. Объясняя связь между психическим и физическим, Л. выдвинул положение о том, что между ними существует не взаимодействие, а соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости предустановленной гармонии. Душа и тело совершают свои действия самостоятельно, независимо друг от друга, но поскольку они (подобно паре часов, показывающих одно и то же время) запущены в ход и движутся с величайшей точностью, складывается впечатление об их зависимости. Л. — родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активности психики и строящихся на представлении о бессознательном. Труды Л. в рус. пер: Избр. Философ. Сочинения, М., 1908; Элементы сокровенной философии о совокупности вещей, 1913; Исповедь философа , 1915; Избранные соч., 1949. М.Г. Ярошевский

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005