Лазарус Мориц

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Лазарус (Lazarus) Мориц

(15.09.1824 - 14.04.1903) - немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов.
Биография. Профессор в Берне (1860) и Берлине (1873-96). Вместе с Г.Штейнталем основал журнал "Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft".
Исследования. Основываясь на атомизме И.Гербарта, развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой "народного духа". "Народный дух" находит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и пр. Эти взгляды развивал в дальнейшем В.Вундт.
Сочинения. Uber begriff und die Moglichkeit einer Volkerpsychologie als Wissenschaft // Deutsche Museum. 1951;
Das Leben der Seele in Monographien uber Erscheinungen und Gesetze. Bd. 1-2, B., 1856-57;
Uber die Ideen der Geschichte. B., 1865;
Мысли о народной психологии. Воронеж, 1865 (совм. с Г.Штейнталем)

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ЛАЗАРУС Mориц

1824-1903) - швейцарский философ, ученик и последователь основоположника немецкой эмпирической психологии И. Гербарта,. автор таких трудов, как "О происхождении нравов" (1867), "Об идеях в истории" (1872), "К учению об изменении смысла" (1872), "Что значит национальный" (1880) и др. Л. выступал за более широкое применение в психологии экспериментальных и математических методов-с целью исследования закономерностей, действующих в обществе. В своей работе "Жизнь души" (1856-1857) он проанализировал с психологических позиций такие явления, как юмор, язык в его отношении к мышлению и некоторые другие. Большую известность в научных кругах Л. получил как один из основателей теории "психология народов" (см.). В 1859 г. вместе с немецким философом и языковедом X. Штейнталем основал журнал "Психология народов и языкознание". В программной статье "Вводные рассуждения о психологии народов", написанной им совместно с X. Штейнталем, была изложена мысль о том, что народ, или "дух целого", выражающийся в языке, мифах, обычаях, нравах, религии и искусстве, является главной силой истории. Поэтому основной задачей психологии народов как науки является изучение этого духа народа и выявление законов, по которым протекает духовная деятельность представителей этнических общностей. Индивида Л. рассматривал в качестве элемента некоторой духовной психологической субстанции, объединяющей людей в обществе. Согласно Л., связь индивида с "духом целого" определяется исторически. Для изучения психологии народов Л. считал необходимым привлечение данных и методов исследования этнографии, языкознания и других наук.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999