Латеральный профиль

Найдено 1 определение
Латеральный профиль
(от лат. lateralis — «боковой») — функциональные взаимоотношения правого и левого полушарий мозга, которые меняются в ходе развития ребенка. При рождении наблюдается некоторое преобладание активности правого полушария, что сопровождается выраженным негативным эмоциональным фоном настроения и самочувствия младенца. По мере взросления и овладения коммуникационными навыками настроение ребенка улучшается, начинает проявляться эмоционально-специфический комплекс оживления, который включает ярко выраженные положительные эмоциональные реакции на близких взрослых.
Освоение речи и формирование положительных эмоций стимулируют развитие левополушарных механизмов, и некоторые кортикальные поля левого полушария приобретают более выраженную активность по сравнению с гомологичными полями правого. Степень выраженности этого процесса неодинакова у разных детей. У части левополушарные зоны активнее в большинстве когнитивных актов и перцептивной деятельности, поэтому и профиль активности называют в таком случае левополушарным. У другой части активность более выражена в правом полушарии, их профиль — правополушарный. Значительный процент детей не имеет выраженного преобладания активности ни в одном из полушариев, — Л. п. не выражен. Таких детей называют амбидекстрами. Стоит заметить, что амбидекстрия относится к сформировавшемуся преимуществу использования какой-либо руки.
У старшего дошкольника левополушарный профиль для руки, глаза или уха служит хорошим прогностическим признаком легкости перехода к учебной деятельности в школе. Исследования по возрастной физиологии подчеркивают недостаточность преобладания левополушарных функций у детей этого возраста, так как к 7—8 годам это полушарие еще недостаточно зрелое.
У взрослого человека имеется индивидуальный Л. п., в котором отражается по преимуществу преобладание активности кортикальных зон для организации функций рук, глаз и ушей. Л. п. — это относительно стабильное соотношение межполушарных взаимодействий в организации и регуляции целостных поведенческих актов. Наиболее часто встречается так называемый мозаичный профиль, который отражает преобладание одного из полушарий в организации сенсорных функций, а другого — в организации моторных. Наиболее редким считается выраженный леволатеральный профиль, для которого характерно преобладание правополушарных зон в организации всех тестируемых и значимых функций. Лица с такой организацией межполушарных отношений называются левшами. Нервно-психическое развитие детей-левшей по сравнению с их сверстниками отличается выраженной спецификой, связанной с гетерогенностью возрастного проявления высших психических функций, речевыми проблемами и высокой степенью развития образного мышления.
Литература
Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М., 2000.
Николаева Е. И. Психофизиология. М., 2003.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007