ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Латентный (скрытый) период
период времени, в течение которого в силу определенных субъективных или объективных обстоятельств невозможно наблюдение за каким-либо предметом или явлением.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
(в психоанализе) период, на протяжении к–рого энергия либидо дремлет, и внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
В классической психоаналитической теории – период времени с конца Эдиповой стадии до начала половой зрелости, в течение которого сексуальный интерес, как предполагается, сублимируется.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Латентный период
в психоанализе - период от упадка детской сексуальности (на пятом или шестом году жизни) до наступления половой зрелости; время остановки в эволюции сексуальности; оптимальный период для обучения.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
от лат. latens (latentis) - скрытый, невидимый] - 1) физиолог. скрытый период какой-л. физиологической реакции; 2) мед. скрытый патологический процесс, начало болезни; то же, что инкубационный период

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ПЕРИОД ЛАТЕНТНЫЙ
(в классической психоаналитической теории)-время, прошедшее с момента окончания Эдипова периода до начала пубертатного периода, в течение которого сексуальный интерес является подавленным. См. психоанализ, пубертатный, Эдипов комплекс.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Латентный период
промежуток времени между введением лекарственного вещества в организм и моментом попадания молекул лекарственного вещества в целевой орган, где развивается фармакологический эффект, обусловленный взаимодействием молекул препарата с рецептором.

Источник: Фармакологические основы терапии. Тезаурус. Руководство для врачей и студентов. 2018 г.

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
LATENCY)
Стадия развития, характеризующаяся уменьшением внешних проявлений инфантильной сексуальности, что подразумевает вытеснение или благополучное разрешение эдипова конфликта и реорганизацию защитных структур Эго под влиянием развития Суперэго.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

Латентный период
скрытый период, время от момента воздействия какого-либо раздражителя на организм до появления ответной реакции; в психоанализе период от упадка детской сексуальности до наступления половой зрелости. Его признаками являются ослабление половой активности, десексуализация объектных отношений и чувств, возникновение нравственных и эстетических стремлений.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
от лат. lateens – скрытый, невидимый) – первый, скрытый период в динамике конфликта, в ходе которого презентуется противоречие между сторонами и их позиции, а также в значительной степени формируется конфликтный потенциал дальнейшего взаимодействия. Л. п. включает этапы: объективной проблемной ситуации; осознания объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; проблемной ситуации взаимодействия; предконфликтной ситуации.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

латентный период

скрытый период в психическом и физиологическом отражении, время от момента воздействия на организм раздражителя и до момента появления ответной реакции. Л.п. любой рефлекторной реакции складывается из времени преобразования энергии внешнего раздражителя в рецепторе в физиологическое возбуждение, времени проведения возбуждения по нервным волокнам, а также длительности синаптических задержек и времени срабатывания эффекторов.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Латентный период
1. период времени с момента некоего патогенного воздействия до появления клинически значимых симптомов расстройства; 2. в психоанализе – период времени с конца Эдиповой стадии до начала половой зрелости. Рассматривается как период «эмоционального покоя меж драмами и смятениями детства и подросткового возраста». Неясно, является ли латентный период врожденым, универсальным явлением, связанным с продолжающейся биологической незрелостью, или же он ограничен пределами репрессивных культур, в которых инфантильное сексуальное поведение подлежит ограничению.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Латентный период
Словообразование. Происходит от лат. latens - скрытый.
Категория. Время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции.
Специфика. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-синтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной системы.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПЕРИОД ЛАТЕНТНЫЙ
интервал времени между экспозицией болезнетворным агентом и возникновением проявлений заболевания. После контакта с ионизирующим излучением, например, латентный период возникновения лейкоза в среднем составляет 5 лет, а некоторых других злокачественных новообразований — более 20 лет. Термин ПЛ часто используется как син. периода индукции, т.е. периода между экспозицией болезнетворным агентом и возникновением болезни. Его также определяли как период от инициирования заболевания до его выявления. В эпидемиологии инфекционных заболеваний ПЛ — время между контактом с источником заражения и началом инфекционности (может быть короче или продолжительнее инкубационного периода).
См. также период инфекции латентный.

Источник: Эпидемиологический словарь. 2009 г.

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
от лат. latens — скрытый, невидимый) — промежуток времени от начала действия раздражителя до возникновения ответной реакции. Для реакций, опосредствованных ц. н. с, Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе, проведения возбуждения по проводящим путям, аналитикосинтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждения, от функционального состояния нервной системы и ее индивидуально-психологических особенностей.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПЕРИОД ЛАТЕНТНЫЙ
1. Время между началом действия раздражителя и появлением ответной реакции. Величина периода латентного обусловлена завершением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-синтетической деятельностью в структурах мозга головного и срабатыванием мышц или желез.
По величине период латентный может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности системы нервной.
2. Один из периодов сексуальности инфантильной - примерно от пяти - шести лет до начала периода пубертатного, характерный преимущественно скрытым протеканием психосексуальных процессов (=> сексуальность латентная).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
latency period) В психоаналитической теории - фаза развития, во время которой психофизическое созревание стоит на месте. Она наступает после ЭДИПОВОЙ фазы, кончается с наступлением половой зрелости и является периодом эмоционального покоя меж драмами и смятениями детства и подросткового возраста. Неясно, является ли латентный период врожденным, универсальным явлением, связанным с продолжающейся биологической незрелостью, которая характеризует развитие человека, или же он ограничен пределами репрессивных культур (см. ВЫТЕСНЕНИЕ), в которых ИНФАНТИЛЬНОЕ и незрелое сексуальное поведение подлежит ограничению. Латентный период соответствует четвертой из восьми эриксоновских СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - стадии "ТРУДОЛЮБИЕ против НЕПОЛНОЦЕННОСТИ". В этой формулировке делается акцент на том, что приобретение навыков -предмет главной заботы этого периода.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
англ. response latency; от лат. latens - скрытый, невидимый) - время, проходящее от нач. действия раздражителя до возникновения ответной реакции. Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе, проведения возбуждения по проводящим путям, аналитико-синтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждений, от функционального состояния н. с. и индивидуально-типологических ее особенностей.
Добавление ред.: В данной статье, видимо, имеются в виду рефлекторные реакции организма, поскольку совершенно не упомянуты многочисленные психологические факторы, влияющие на реакции животного и человека. Перечислять их в статье, определяющей чисто "технический" термин, как нам кажется, совершенно излишне. Отошлем к др. статьям: Готовность к действию, Закон Дондерса, Закон Хика. Син. Время реакции.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
LATENCY)
Фрейд (1905) впервые заметил, что после некоторой фазы расцвета (от двух до пяти лет) сексуальная активность ребенка заметно снижается и наступает латентный период (термин, заимствованный у Флисса), который длится вплоть до наступления пубертата. Таким образом, этот термин применяется для описания психических проявлений в интервале между шестым и двенадцатым годами жизни. В этом возрасте поведение детей выравнивается, легко поддается влиянию и обучению. Некоторыми теоретиками высказывается предположение, что изменения в поведении в этот период связаны с биологическим снижением активности сексуальных влечений. Однако существуют аргументы, противоречащие такой точке зрения и подтверждающие наличие в латентном возрасте выраженных дериватов сексуальных влечений. Фрейд полагал, что энергия сексуального возбуждения в латентный период сохраняется и используется для достижения несексуальных целей, таких, как развитие защит от сексуальных импульсов, развитие социальных чувств и сублимационной активности.
Более современной, однако, представляется точка зрения, согласно которой структурное развитие в этот период является результатом интроективно-проективных механизмов, а организация защитных механизмов - следствием равновесия между защитами и влечениями. В таком относительно гармоничном психическом состоянии ребенок получает возможность направлять внимание на внешний мир, развивать психические, когнитивные и социальные навыки контактов с богатством воспринимаемых объектов. Подобная деятельность предоставляет разнообразные возможности для удовлетворения, снижающие давление сексуальной активности. Однако, несмотря на относительное успокоение эротических потребностей, мастурбационная активность и сопряженные с ней фантазии не исчезают, оставаясь важным фактором, поддерживающим стабильность ребенка в средней и поздней фазах латентного периода.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД
период инфантильной сексуальности, характеризующийся ослаблением активности в сфере половой деятельности и скрытым проявлением психосексуальных процессов. В классическом психоанализе латентный период относится к временному интервалу, начинающемуся в пяти-шестилетнем возрасте ребенка и завершающемуся к пубертату, то есть к наступлению половой зрелости.
   Представление о «сексуальном латентном периоде» было заимствовано З. Фрейдом (по его собственному признанию) у берлинского врача В. Флисса (1858–1928), с которым он вел интенсивную переписку на протяжении нескольких лет с 1887 по 1904 год. Предлагая свое понимание специфики этого периода, он исходил из того, что в период частичной или полной латентности в психосексуальном развитии ребенка происходит задержка на пути реализации сексуального влечения, в результате чего наблюдается формирование чувств отвращения и стыда, возникновение эстетического и этического требования идеала. Инфантильные сексуальные переживания сохраняются у ребенка на долгие годы, однако в латентном периоде соответствующие влечения отводятся от сексуальных объектов и переключаются на другие цели, что ведет к освобождению сексуальной энергии и приданию ей характера культурного освоения мира (сублимация).
   С точки зрения З. Фрейда, развитие процессов сублимации берет свое начало именно в сексуальном латентном периоде детства. В этот период сексуальные переживания детских лет не находят своего истинного применения, так как функция продолжения рода появляется позднее. Вместе с тем исходящая из эрогенных зон инфантильная сексуальность вызывает такие реактивные образования, которые создают своего рода плотины для подавления неприятных чувств типа отвращение, стыд, мораль. Время от времени не поддавшаяся сублимированию часть инфантильной сексуальности может сохранить свою деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости. В этом случае, как замечал З. Фрейд в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), воспитатели «преследуют все сексуальные проявления ребенка как «пороки», не будучи в состоянии ничего предпринять против них».
Основатель психоанализа считал, что затишье и спад в сексуальном развитии ребенка – типичная картина детского психосексуального развития, наблюдаемая примерно с шестого до восьмого года жизни. Но он также полагал, что латентного периода может и не быть. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что латентный период «вовсе не обязательно прерывает на время сексуальную деятельность и гасит сексуальные интересы по всей линии». Другое дело, что перед наступлением латентного периода большинство сексуальных переживаний подвергается инфантильной амнезии, окутывается «амнестическим покрывалом», разорвать которое может только аналитическое исследование.
   Латентный период соотносился З. Фрейдом с формированием и угасанием эдипова комплекса. В его понимании в раннем возрасте ребенок испытывает либидозную привязанность к родителям. Однако эта привязанность вступает в конфликт с нарциссическим отношением ребенка к своим частям тела, к которым он проявляет особый интерес при сексуальном исследовании себя и лиц противоположного пола. Детские представления о возможности кастрации (мальчик) или уже свершившейся кастрации (девочка) ведут к тому, что ребенок отвращается от эдипова комплекса. Происходит отказ от либидозной привязанности к родителям, идентификация с родительским авторитетом, строгость которого обеспечивает запрет на инцест. Рассматривая изменения, происходящие в психике ребенка, в работе «Гибель эдипова комплекса» (1924) З. Фрейд подчеркнул, что связанные с эдиповым комплексом либидозные стремления становятся заторможенными, частично десексуализируются, сублимируются и превращаются в нежные побуждения. Собственно, этим процессом начинается «латентный период, прерывающий сексуальное развитие ребенка». В конечном счете, как полагал З. Фрейд, психоанализ способствует обнаружению непосредственной связи между эдиповым комплексом, угрозой кастрации, образованием особой инстанции в психике ребенка (Сверх-Я) и латентным периодом в процессе инфантильного психосексуального развития.
   З. Фрейд рассматривал существующие отношения между эдиповым комплексом, сексуальным запугиванием (угрозой кастрации), образованием Сверх-Я и наступлением латентного периода как типичные, свойственные всем детям. Однако он не утверждал, что подобный тип отношений является единственно возможным. Более того, он подчеркивал, что изменения в хронологичности и последовательность этих процессов должны иметь важное и существенное значение для развития человека.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
487.36 кб

Семья в ожидании ребенка: латентно-критический период

Зырянова Елена Васильевна, Цветкова Наталья Афанасьевна
Статья посвящена изучению супружеских отношений в период ожидания ребенка. Исследование было проведено на базе муниципальной женской консультации.
Читать PDF
1.66 мб

Протокоммуникативистика: период латентного существования социологии СМИ

А. Ю. Собачкин
В статье рассматривается процесс формирования социологии массовых коммуникаций как самостоятельной научной дисциплины. Приводятся этапы становления коммуникативистики.
Читать PDF
2.39 мб

Динамика латентной школьной дезадаптации в зависимости от периода обучения

Пустовал Е. Н.
Читать PDF
207.29 кб

Латентный период индукции радиогенных солидных раков в когорте ликвидаторов

Горский А. И., Кащеев В. В., Туманов К. А.
В работе представлены результаты оценки латентного периода индукции радиогенных солидных раков среди ликвидаторов (мужчин) последствий аварии на ЧАЭС, жителей 6 центральных регионов европейской части России.
Читать PDF
181.71 кб

Длительность латентного периода и точность локализации неподвижного звука у детей раннего возраста

Тюмкова Дарья Ивановна, Никитин Николай Иванович, Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович
В статье рассматриваются длительность латентного периода и ошибка локализации в связи с различным углом предъявления унимодального (звукового) сигнала в горизонтальной плоскости в группе 16 детей (9 мальчиков, 7 девочек) в возраст
Читать PDF
136.89 кб

Зависимость параметров сердечно-дыхательного синхронизма от длительности латентного периода простой

Полищук Л. В.
Метод сердечно-дыхательного синхронизма (СДС) широко применяется для интегративной оценки регуляторно-адаптивных возможностей организма.
Читать PDF
504.48 кб

Влияние лигандов каннабиноидных рецепторов на латентный период болевого рефлекса и афферентную импул

Нежута А. Ю., Мелик-касумов Т. Б., Иванова Е. В.
Установлено, что подкожная инъекция агониста каннабиноидных рецепторов анандамида (АЕА) в дозе 20 мкг/кг и 30 мкг/кг снижало частоту афферентной импульсации в подкожном нерве бедра и увеличивало латентный период болевого рефлекса
Читать PDF
322.04 кб

Структура, латентный период и кумулятивный риск развития вторых опухолей у пациентов, получавших леч

И. П. Ромашевская
Представлены случаи заболеваемости вторыми опухолями (1989–2007 гг.
Читать PDF
542.87 кб

Оценка латентного периода температурной чувствительности при традиционной и односторонней методиках

Лахин Р.Е., Панов В.А., Щеголев А.В., Кулигин А.В.
Цель: оценить различия в уровне развития температурной, сенсорной и моторной блокады при проведении различных методик спинальной анестезии. Материал и методы.
Читать PDF
207.50 кб

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ И ЛАТЕНТНОСТИ F-ВОЛНЫ У ПАЦИЕНТОВ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ПОЗВОНОЧНО-СПИННО

Каньшина Д.С., Кузнецов А.Н., Николаев С.Г., Виноградов О.И., Яковлева Д.В.
Введение. Проведение нейрофизиологического обследования у пациентов с позвоночно-спинномозговой травмой целесообразно для определения окончания периода спинального шока.
Читать PDF
471.04 кб

Соотношение латентных периодов простой сенсомоторной реакции на стимулы разной модальности у школьни

Панкова Наталия Борисовна, Романова Елизавета Борисовна, Карганов Михаил Юрьевич
Проведено исследование латентных периодов простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой стимулы у учащихся 1-х и 5-х классов.

Похожие термины: