Ланге (Lange) Фридрих Альберт это что такое Ланге (Lange) Фридрих Альберт: определение — Психология.НЭС
Ланге  Карл Георг ЛАНГЕ Николай Николаевич

Ланге Фридрих Альберт

Найдено 3 определения термина Ланге Фридрих Альберт

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Ланге (Lange) Фридрих Альберт

(28.09.1828, Вальд близ Золингена - 21.11.1875, Марбург) - немецкий философ-неокантианец, экономист и психолог.

Биография. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848-1851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э.Бобриком. В 1851 г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии (Quastiones metrical) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852-1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В 1855 г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии (Uber Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859 г. - старший преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф.Юбервегом открыло для него глубину учения И.Канта. Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Ланге по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Из-за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (редактор газеты "Rhein- und Ruhr-Zeitung", 1863) и свою книгу (Die Arbeitsfrage. 1865, в рус.пер.: Рабочий вопрос. СПб.,1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур. В 1869 г. Ланге снова защитил диссертацию для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в университете Цюриха, с 1873 г. он - профессор Марбургского университета.

Исследования. Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г.Когена. Отстаивал, вместе с Г.Гельмгольцем, позиции физиологического идеализма. В основной работе своей жизни (Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart. 2 Bd., Iserlohn, 1866-1875, в рус. пер.: История материализма и критика его значения в настоящее время. СПб., 1899) Ланге поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И.Канта. По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И.Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействие с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению.

Методы. Ланге одним из первых пытался использовать в психологии математические методы (Die Grundlagen der mathematischen Psychologie. Eine Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch. 1865).

Сочинения. Pongratz L.J. Friedrich Albert Lange - seine psychologischen Grundkonzeption // Jahrbuch Psychol., Psychoth. und med. Psycholo. 1966, 14, S. 100-111;

Holz F. Lange // Neue deutsche Biographie. B., 1982, Bd. 13, S. 555-557.

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

ЛАНГЕ Фридрих Альберт

(1828— 1875) — немецкий философ-неокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848-1851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э. Бобриком. В 1851 г. Л. защитил докт. дис. по философии (Quastiones metrical) в Боннском ун-те и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии. После годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852—1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В 1855 г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии (Uber Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859 г. — ст. преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф. Юбервегом открыло для него глубину учения И. Канта. Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Л. по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Из-за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (ред. газеты Rhein-und Ruhr-Zeitung, 1863) и свою книгу (Die Arbeitsfrage, 1865; в рус. пер.: Рабочий вопрос, СПб., 1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур. В 1869 г. Л. снова защитил дис. для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в ун-те Цюриха; с 1873 г. он — профессор Марбургского унта. Считается одним из основателей Мар-бургской школы неокантианства, учитель Г. Когена. Отстаивал, вместе с Г. Гельм-гольцем, позиции физиологического идеализма. Перед основной работой своей жизни (Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart, 2 Bd., Iserlohn, 1866—1875, в рус. пер.: История материализма и критика его значения в настоящее время, СПб., 1899) Л. поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И. Канта. По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И. Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействия с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению. Одним из первых пытался использовать в психологии математические методы (Die Grundlagen der mathematischen Psychologic Ein Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch, 1865) . И.М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон в 6 т.

Ланге Фридрих Альберт

28.9.1828, Вальд близ Золингена – 21.11.1875, Марбург) — немецкий философ–неокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848–1851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э. Бобриком. В 1851 г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии („Quastiones metrical“) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852–1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В 1855 г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии („Uber Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter“), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859 г. — старший преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф. Юбервегом открыло для него глубину учения И. Канта. Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Ланге по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Из–за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (редактор газеты „Rhein– und Ruhr– Zeitung“, 1863) и свою книгу („Die Arbeitsfrage“, 1865, в рус.пер.: „Рабочий вопрос“, СПб., 1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур. В 1869 г. Ланге снова защитил диссертацию для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в университете Цюриха, с 1873 г. он — профессор Марбургского университета. Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г. Когена. Отстаивал, вместе с Г. Гельмгольцем, позиции физиологического идеализма. Перед основой работой своей жизни („Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart“, 2 Bd., Iserlohn, 1866–1875, в рус. пер.: „История материализма и критика его значения в настоящее время“, СПб., 1899) Ланге поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И. Канта. По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И. Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействие с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению. Одним из первых пытался использовать в психологии математические методы(„Die Grundlagen der mathematischen Psychologie. Eine Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch“, 1865).

Источник: Психология и педагогика, краткий биографический справочник

Найдено рефератов по теме Ланге Фридрих Альберт — 0

Найдено научных статей по теме — 1

Альберт Эйнштейн и психологическое знание

Климов Евгений Александрович
На примере книги «Эволюция физики», написанной А. Энштейном в соавторстве Л. Инфельдом, автор анализирует вклад великого физика в психологическую науку. Автор убедительно, подкрепляя свои доводы цитатами, доказывает, что Энштейну удалось обогатить психологическое знание в области психологии научного творчества, что в вышеупомянутой книге им была проведена значительная работа по выявлению внутреннюю сторону деятельности ученого, механизмов творческой деятельности в науке. Проанализировав материалы «Эволюции физики» Климов демонстрирует, что они являются бесценным материалом для исследователей психологии творчества, поскольку ее авторы главное внимание уделяют общенаучным детерминантам поисковой деятельности ученого, опуская термины, специфические понятия или сложный математический аппарат, являющийся рабочим арсеналом физика. В статье также показано, какое значения имеют разработанные Энштейном понятия творческой деятельности для развития современной системы образования, как, используя их, можно преодолеть свойственный современной школе и учебному процессу формализованность, которая делает пребывание ученика в школе скучным, неинтересным делом. Автор делает вывод о том, что работа Энштейна оказывает «заражающее» действие, приобщая читателя к миру поиска и совершения творческих открытий в науке. Для психологии, особенно психологии образования, ее практическая значимость состоит в рас-крытии содержания профессиональной деятельности ученого. Это содержание в качестве «норматива» следует закладывать в процесс обучения, «чтоб быстрых разумом Невтонов» могла рождать не только «русская земля», но и отечественная образовательная система.
Скачать PDF