ЛаканЖак

Найдено 1 определение
ЛаканЖак
(1901—1981)французский исследователь, создатель структурного или лингвистического психоанализа. Научный авторитет связан с новымструктуралистскимнаправлением психоаналитических исследований. Задача структурного психоанализавосстановить понятие либидо как воплощения творческого начала в человеческой жизни, источника плодотворных конфликтов, двигателя человеческого прогресса. Развивая тенденции десексуализации бессознательного, Лакан закладывает новую традицию трактовки бессознательного желания как структурно упорядоченной «пульсации». Утрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовывать пульсации в произведении искусства и другие явления культуры. Методологически одной из сквозных тем теории Лакана является вопрос о соотношении реального, воображаемого и символического. Эти понятия он считает важнейшими координатами существования, позволяющими субъекту постоянно синтезировать прошлое и настоящее. Оригинальность концепций Лакана по сравнению с фрейдовской состоит в том, что место “Оно” занимает реальное, роль Я выполняет воображаемое, функцию сверх–Ясимволическое. Лакан считает трехчлен “реальное–воображаемое–символическое” первоосновой бытия, стремится исследовать соотношения его составляющих методами точных наук. Он подразделяет художественные образы на реальные, воображаемые и символические. Восприятие в сфере реального оказывается расколотым. Реакцией на это в плане воображаемого является стремление к разрушению объектов отчуждения, их агрессивному подчинению собственным интересам. Единым, тотальным, идеальным восприятие может стать лишь благодаря символическому, воплощающемуся в образах искусства — идеального зеркала. Наиболее адекватной моделью зеркально–символической природы искусства Лакан считает кинематограф. Исследуя тесные связи искусства кино и НТР, он создает “машинную”, неантропоморфную концепцию генезиса и структуры эстетического сознания. Методологической новизной отличается также стремление соединить в рамках единой эстетической теории структурно–психоаналитич. представления о реальном, воображаемом, символическом; означаемом и означающем; знаке и значении; синхронии и диахронии, языке и речи. Образ языковой сети, окутывающей мир и превращающей его в ироничный текст, стал одной из философско–эстетических доминант постмодернистской культуры. Идея структуры бессознат. желания у Лакана, оригинальная концепция соотношения бессознательного и языка децентрированного субъекта дали импульс новой, отличной отмодернистской, трактовке художественного творчества. Привлекательными для теоретиков и практиков постмодернизма оказались также постфрейдистские интерпретации трансферта, либидозного вложения и пульсаций, связанных с такими фазами символизации в искусстве, как метафора и метонимия, а также феноменами скольжения означаемого. Лит.: Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
 

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014