ЛАЙКОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛАЙКОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛАЙКАВАЯ ПСІХАЛОГІЯ– характеристика системы отношений и поведения человека, при которой главным основанием оценки себя, других людей, объектов и событий в интернет-пространстве выступает их социальный статус, выраженный в лайках (другие названия кнопки– «Мне нравится», «Мне понравилось», «Класс!», «+1» («Плюс один»), «Like», «Серф» и т. д.). Современный тип цивилизации можно назвать цивилизацией эмоциональной, т. к. создаваемые клиповым мышлением образы оцениваются не с рациональных и логических, а с эмоциональных и чувственных позиций, в терминах «нравится» и «не нравится». Выражение своего отношения к объектам окружающего мира– свойство здоровой и социально активной личности, а также важный механизм ее социализации. В интернет-пространстве оно осуществляется с помощью вербальной оценки, репоста и лайка– значка, посредством которого пользователь может отмечать, понравился ли ему материал на сайте. Всемирно известный интернет-маркетолог Н. Патель выделил важнейшие функции интернет-лайка: 1) социальное признание, означающее сообщение другому че ловеку («Я вижу», Я понимаю», «Я здесь»); 2) выражение симпатии, стремления к взаимовыгодному социальному сотрудничеству, попытка заработать социальный капитал; 3) заявление о себе, самовыражение. «Мы– то, что нам нравится». Лайк– это своеобразное послание самому себе («Я здесь и я таков»); 4) способ получить обратную связь об отношении других людей, подтверждение в любви, выражающееся в количестве лайков. Наряду с этим лайк выполняет функцию своеобразной «киберценности», «виртуальной психологической валюты» в системе онлайн-отношений, позволяющей определять «цифровую стоимость» интернет-объектов и обмениваться ими. Реализация этих функций адекватна новой реальности– реальности социальной жизни в киберпространстве. Она делает пользователей интернет-ресурсов и услуг адаптивными, принятыми, успешными. Однако в том случае, когда «лайковый статус» (количество полученных лайков) людей (в том числе и себя), объектов и событий становится единственным мерилом их ценности и распространяется на все стороны жизни, можно говорить о формировании у человека Л. п. Анализ литературы по данной проблеме позволяет выделить следующие черты Л. п.: заметное когнитивное упрощение в восприятии социальных объектов; подмена истинного взаи модействия, основанного на эмпатии, вербальном общении, контактах глазами, прикосновений на обмен лайками; навязчивый поиск субъектом одобрения в социальных сетях; негативное изменение психических состояний человека в случае неполучения желаемого количества лайков и т. д. Действие механизмов психологического заражения и подражания приводит к тому, что обладание лайками становится для пользователей социальных медиа, особенно молодых, модой. У некоторых из них появляется страх оказаться «не модным», «не в тренде», «вне общества», в изоляции. «Стремясь получить социальное одобрение, подростки увеличивают свою активность в социальных сетях и выстраивают интернет-коммуникацию в рамках социально одобряемого поведения. Таким образом, возникает опасность формирования зависимости от социальных сетей и опасность принятия культуры социальных сетей как базовой культуры общения». В этом случае Л. п. может трансформироваться в интернет-зависимость. Другая опасность Л. п. состоит в том, что человек, просто щелкая по значку «нравится» или «не нравится», на самом деле сообщает о себе информацию, которую не всегда хотел бы. Журнал Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) опубликовал результаты научного исследования почти 60 000 пользователей соцсети «Фейсбук». Они показывают, что, ставя свои лайки, пользователь позволяет окружающим с точностью 95% определить его расу, с точностью 93%– пол, 75%– возраст. Кроме этого, анализ отданных пользователем лайков позволяет с точностью 88% оценить его сексуальную ориентацию, с точностью 85%– партийную принадлежность. Таким образом, он становится уязвим перед возможным социальным давлением. Проблема Л. п. требует серьезных эмпирических исследований в целях ее более точной квалификации и отнесения к соответствующей группе психологических феноменов (мода, зависимость, личностное свойство и др.). А. Г. Караяни