ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛАДЫГИНА-КОТС Надежда Николаевна

1889-1963) - советский психолог. Разрабатывала проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии на материале исследования интеллектуальных процессов у высших антропоидов - шимпанзе - и у человека на ранних этапах его онтогенеза. Автор пришла к выводу о том, что между психикой шимпанзе и психикой ребенка существуют определенные качественные отличия. Удачно соединила наблюдение и эксперимент в изучении мышления шимпанзе в ситуации «проблемной клетки». Изучала конструктивную и орудийную деятельность шимпанзе и ребенка. Выделила ряд факторов, отличающих «предтрудовую» деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека Основные труды «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх и выразительных движениях» (1935), «Исследование познавательных способностей шимпанзе» (1923), «Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе)» (1959), «Предпосылки человеческого мышления» (1965).

Источник: Филиппова В.П. Словарь справочник по зоопсихологии. 1998

ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
(1889-1963) - профессор, доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РСФСР. Л.-К. выявила фундаментальные закономерности эволюции психического, антропогенетически значимые линии, которые послужили основанием для возникновения и развития психики человека. Л-К. экспериментально подтвердила качественное отличие конструктивных игр человеческого ребенка от игр и эмоций шимпанзе, показала роль речи в развитии абстрактного мышления ребенка и в эволюции человека как разумного общественного существа. Пришла к выводу о том, что основные психические процессы человеческого ребенка и шимпанзе качественно отличаются. Эти выводы не только задолго до Б.Скинера предвосхитили его теорию «независимых переменных» и представления Р. Йеркса об «идеациях», но и указали на роль психологического образа в построении действий для последующих исследователей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Д. Смирнов, Н.Н. Поддьяков и др.).

Источник: Краткая энциклопедия психологии и психофизиологии развития человека. – Казань. Изд-во Познание Института экономики управления и права 2010. – 209 с.

ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
1889-1963) - рос. психолог, вместе со своим мужем А. Ф. Котсом стала основателем Дарвиновского музея в М. (1911). С 1945 г. работала в Ин-те философии АН СССР, в секторе психологии, руководимом С. Л. Рубинштейном. Л.-К. - специалист в области сравнительной психологии, особенно приматологии. Ее исследования психики и поведения обезьян высоко ценили крупнейшие ученые мира: Э. Клапаред, М. Голдсмит, Р. Йеркс, А. Гезелл, В. Келер, Я. Дембовский и др., а также рос. ученые: Н. К. Кольцов, Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев, А. Н. Северцов, В. А. Вагнер, Я. Я. Рогинский и др. По поводу одной из замечательных книг Л.-К. "Дитя шимпанзе и дитя человека..." (М., 1935) среди психологов бытует мнение, что Л.-К. "воспитывала" и наблюдала своего сына и шимпанзе в одно и то же время. Однако с шимпанзе эксперименты были закончены по причине его смерти к 1915 г., а сын Рудольф родился 10 лет спустя, в 1925 г. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЛАДЫГИНА-КОТС НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
(1889—1963)-психолог, специалист в области зоопсихологии и сравнительной психологии. Основные темы исследований: интеллект антропоидов и человека, его сравнительное изучение и установление общего и различного в интеллектуальной деятельности высших обезьян и людей на ранних стадиях онтогенетического развития (ребенка от 1,5 г. до 4 лет). Когда в большинстве научных публикаций в основном подчеркивалось общее в интеллекте животных и человека, Л.-К.Н.Н. обратила внимание на принципиальные различия, существующие в интеллектуальной деятельности антропоидов и людей. Л.-К.Н.Н.-автор ряда оригинальных экспериментальных методик изучения интеллекта животных, в том числе методики под названием «выбор на образец».
Соч.:Исследование познавательных способностей шимпанзе. М., 1923; Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935; Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1958; Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян. М., 1959; Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми). М., 1965.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ЛАДЫГИНА-КОТС Надежда Николаевна

(1889—1963) — российский психолог, специалист в области детской и сравнительной психологии, приматологии и антропологии (в разделе, касающемся антропогенеза). Основатель отечественной школы сравнительной психологии. Д-р биологических наук, засл. деятель науки РСФСР (1953). Чл. Московского общества испытателей природы и первый председатель секции сравнительной психологии Московского отделения общества психологов. Награждена орденом Ленина (1953). Окончила Московские высшие женские курсы (1908—1916) и Московский ун-т (1917). В этот период путешествовала со своим учителем и мужем, А.Ф. Котсом, по музеям Европы. В 1913г. основала Лабораторию сравнительной психологии в музее эволюционной истории в Москве (фактически действовавшую до начала 1960-х гг.), где проводила эксперименты. Интересуясь проблемой филогенетических предпосылок человеческой психики, в 1913—1916 гг. начала изучать познавательные возможности шимпанзе Иони в сфере восприятия и интеллекта, разработав в 1913 г. специальный метод выбора на образец, который получил впоследствии широкое распространение, в том числе и в исследованиях (тестировании) взрослых людей и детей. Установила, что шимпанзе обладают способностью к отождествлению различных признаков предмета и элементарной абстракции. Результаты исследований были изложены в книге Исследование познавательных способностей шимпанзе (1923). Дальнейший анализ поведения этого шимпанзе дал материалы для сравнения с аналогичными, но не обезьяньими (принципиально по перспективам развития) проявлениями психической жизни ребенка. Изучение проблемы филогенетических предпосылок человеческой психики не замыкалосьуЛ.-К. на исследованиях поведения только антропоморфных обезьян. Восприятие, эмоции, память, интеллект изучались в широком эволюционном контексте, начиная с простейших и кончая человеком. В 1921 — 1923 гг. и позже проводила систематические наблюдения в Московском зоопарке за поведением животных разных видов (Приспособительные моторные навыки макаки в условиях эксперимента, 1926). Последующий анализ многолетних дневниковых записей, проведенных в разное время (с дистанцией в десять лет) позволил Л.-К. осуществить детальное сравнение особенностей свободного поведения шимпанзе Иони и ребенка — ее собственного сына Руди (Рудольфа) в возрасте от полутора до четырех лет. Написанная по этим материалам иллюстрированная монография, изданная в Дарвиновском музее, принесла Л.-К. мировую славу и была переведена на основные европейские языки (Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. 1935). Постоянно повторяемый вывод работ Л.-К. таков: основные психические процессы человека (ребенка) и шимпанзе качественно отличаются. Установив антропогенетические потенции развития психики приматов, в сравнении с психическими компонентами более простых по организации нервной системы животных, Л.-К. вновь занялась исследованием деятельности шимпанзе, а впоследствии — ребенка, стремясь установить роль различных специфически детских видов деятельности в развитии высших психических функций ребенка. За период с 1938 по 1941 г. она подготовила монографию Различение количества у животных. Краткое изложение результатов этой работы было опубликовано в юбилейном сборнике Грузинской АН, посвященном Д.Н. Узнадзе. В 1945 по приглашению С.Л. Рубинштейна Л-К. перешла на работу в сектор психологии Института философии АН СССР, опубликовала монографию Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958. Одновременно работала в лаборатории сравнительной психологии в Дарвиновском музее, проводила эксперименты с шимпанзе Парисом, посвященные изучению возможностей развития гнездостроительной и орудийной деятельности. Установила наличие у высших обезьян не только наглядно-действенного, но и наглядно-образного мышления (Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьйн (шимпанзе), М., 1959). Последующие сравнительные исследования Л.-К. были опубликованы в монографии Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми), М., 1965). С.Л. Новоселова

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
2.21 мб

Надежда Николаевна ладыгина-котс - выпускница высших женских курсов, выдающийся исследователь психик

Мухина Валерия Сергеевна