в славян.-рус. мифологии предположительно божество весны, плодородия, любви и брака. См. Божества любви.
Точное значение термина (имени?) Л. до сих пор не определено. По мнению академика Б.А.Рыбакова, Л. занимает одно из главных мест в иерархии славян. языческих богов. Жена (1) Лада и мать Леля; покровительница жен. плодовитости и родов (Л.-рожаница). Капища Л. находились в Киеве, а также на Лысой горе недалеко от польск. города Кельце. Празднования в честь Л. происходили весной и, по всей вероятности, носили характер оргии (1). Имя Л. постоянно встречается в фольклоре славян. и балт. народов; упоминается в исторических сочинениях, начиная с XV в.
Академик А. А.Потебня и некоторые др. исследователи считают Л. «лжебожеством». По их мнению, Л. – не более, чем рефрен различных жанров обрядовой поэзии (заклинаний, причитаний, гаданий и т.п.). К Л. обращались с молениями о дожде, ниспослании счастливого замужества, разрешения от бремени и т. п.
«И мать рожденья Лада,
Всесочетающей любови бог.»
А. Радищев. Песни петые на состязаниях в честь древним славянским божествам.
Лады – то же, что помолвка.
Ладины – то же, что сватовство.
Ладованье – прославление Л.
Ладовать – прославлять Л.
Л. (лад; ладо; ладушка) – то же, что возлюбленный, любимый в поэтическом фольклоре Древней Руси.
«Прилелей же, господине, мою ладу ко мне» Слово о полку Игореве.
Л. /устарев./ – то же, что женский половой орган.
0.00 байт
Восприятие эмоционального компонента музыкального лада
В статье обсуждается вопрос о влиянии лада музыкального произведения на эмоциональный компонент восприятия слушателя. Экспериментально выявлено, что при восприятии музыки слушателем выделяются веселые, печальные и тревожные лады.