(англ. Courtesans; от франц. courtisan – букв. «придворный»), привилегированная категория доступных женщин, находившихся на содержании богатых и знатных покровителей. См. также Кокотки; Лоретки. Ср. Любовницы.
К. во многом унаследовали социо-культурные традиции гетер. Как правило, обладали привлекательной внешностью и определенными художественными талантами. Отличались широкой образованностью, независимостью суждений и пренебрежением к общепринятой морали. Умели поддержать любую беседу, разбирались в искусстве и политике. Несмотря на то, что единственным источником существования К. являлась продажа собственного тела (1), зачастую руководствовались личными симпатиями и собственным выбором.
В эпоху Возрождения К. различались в зависимости от статуса своих покровителей: cortigiana onesta (благородная куртизанка) и cortigiana di lume (доступная куртизанка). Поведение К. жестко регламентировалось законом. Они обязаны были платить налоги, селиться в отдаленных кварталах города, носить вуали и парики желтого цвета и т. п. К. запрещалось присутствовать на официальных приемах, публично появляться в драгоценных украшениях и т. п. Покровители могли передавать К. другим хозяевам как домашнюю прислугу, снабжая их соответствующими рекомендациями. Между К. нередко возникала острая конкурентная борьба за самых выгодных клиентов. Иногда они добивались значительного отступного вознаграждения и даже заключали браки с кем-либо из своих поклонников. В этих случаях дети К. получали фамилию фиктивного отца.
Образ жизни (courtisanerie) элитных К. отличался невиданным размахом и показной роскошью. Они проживали в дворцовых апартаментах, устраивали приемы и званые вечера, которые охотно посещали отпрыски королевских семейств, банкиры, знаменитые художники, поэты и артисты. История сохранила имена наиболее известных К.: Диана ди Кордона (Diana di Cordona, 1499 – после 1550), Божественная Империа (Imperia La Divina, известная также как Королева; 1481–1512), Камилла Пизана, Гаспара Стампа, Изабелла де Луна, Madrema-non-vuole, Туллия Aрагонская, В. Франко, М. Делорм, Н. Ланкло, Герен де Тенсен, М. Дюплесси и мн. др.
Социальный тип К. сохранился вплоть до конца XIX – начала XX в. в. В исторической и художественной литературе получил название Grandes Horizontales (Великие горизонтали) или Grandes Abandonnées (Великие покинутые) (Virginia Rounding. «Grandes Horizontales: The Lives and Legends of Marie Duplessis, La Presidente, La Païva and Cora Pearl»). В настоящее время К. практически полностью интегрировались в жизнь общества, а сам термин утратил актуальность. Последней «величайшей куртизанкой XX столетия» принято считать П. Гарриман.
Образы К. широко представлены в мировом искусстве: живопись Лукаса Кранаха-старшего, Ганса Гольбейна; сочинения П. Аретино («Capricciosi ragionamenti»), Т. Кориата («Crudities»); романы О. де Бальзака «Блеск и нищета куртизанок» (1838–1847), А. Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848), Эмиля Золя «Нана» (1880) и др.
«Куртизанка сама создала себе свое положение. Начала она не имея ничего, кроме своего тела, а кончает, имея души привязанных к ней богачей, которых разоряет.» А.И.Герцен. Русские нравы.
В некоторых произведениях встречается муж. вариант К. – куртизаны, близкий по значению чичсбей.
«Я тебе открою, что у меня много куртизанов.» Н. Гоголь. Записки сумасшедшего.