КУНИЦЫНА Валентина Николаевна

Найдено 1 определение
КУНИЦЫНА Валентина Николаевна
р. 1935) - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии, психологии О., социальной психологии личности. Докт. психол. наук (1992), проф. каф. социальной психологии ф-та психол. С.-Петерб. гос. ун-та. Принадлежит к науч. школе Б. Г. Ананьева. После окончания ЛГУ (1958) и аспирантуры (1966) постоянно работает на ф-те психологии СПбГУ. В 1968 г. защитила канд. дис.: «Восприятие подростком другого человека и самого себя», посвященную особенностям восприятия и понимания себя и др. людей подростками, формирования самосознания в подростковом возрасте. В 1992 г. защитила докт. дис. - «Трудности межличностного общения». В круг науч. интересов Куницыной входят проблемы социальной перцепции, над к-рыми она начинала работать под рук. А. А. Бодалева (восприятие и понимание людьми друг друга, восприятие лица человека); проблемы успешности, трудности и барьеры неформального межличностного О. (в 2001 г. выпущен учебник для вузов «Межличностное общение» (в соавт.)). Авт. нового направления в социальной психологии, включающего вопросы коммуникативной и социальной компетентности, социальный интеллект и креативность в общении (1995, 1997). Под ее рук. выполнены исследования в обл. социальной мотивации (самоутверждение, альтруизм, милосердие, моральные установки, честность); исследованы личностные свойства, обеспечивающие успешность О. (самодостаточность, толерантность, проницательность, уверенность и др.); исследованы морально-нравственные проблемы межличностных отношений и О. в совр. семье. В наст. вр. возглавляет исследование «Изменяющаяся Россия: трансформация семейных ценностей на совр. этапе развития страны», включающее изучение ценностей, передающихся от поколения к поколению в новых истор. условиях и преследующее цель повысить нравственный потенциал молодого поколения. Ведет постоянную препод. работу, читает оригинальные авторские лекционные курсы по актуальным проблемам социальной психологии и социальной психологии личности, межличностным отношениям и психологии морали. Все исслед. проекты, к-рые она возглавляла, успешно продвигались благодаря разработке оригинальных исслед. методов - более 30 методов были разработаны за последние 10 лет. В сфере О. это «СУМО» - саморегуляция и успешность межличностного О.; «ПРИТЧИ» - метод изучения социального интеллекта; «КОСКОМ» - коммуникативная и социальная компетентность и др. Все авторские методы позволили всесторонне рассмотреть процесс О. и утвердиться новым направлениям в психологии. Осн. труды: Психология: Учебник (в соавт.), 1998; Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения // Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1995; Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики, 1995; Измерение социальной компетентности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы, 1997; Типы личности в социальной психологии: авторитарная личность // Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1996 ; Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности ребенка // Актуальные проблемы современной социальной психологии (в соавт.), 2005. Н. А. Логинова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011