КУНАНБАЕВ АБАЙ

Найдено 1 определение
КУНАНБАЕВ АБАЙ
1845-1904) Великий казахский поэт, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 1845 г. в Семипалатинской области в семье старшего султана Кунанбая. Первоначальное образование на арабском языке он получил в своем ауле, в десятилетнем возрасте пошел учиться в медресе Ахмета Ризы в г. Семипалатинске. Он самостоятельно изучал арабский, персидский языки, работы восточных классиков Низами, Навои, Физули. В совершенстве овладел русским языком и пропагандировал А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого всеми средствами: своей оригинальной поэзией, переводами произведений русских классиков и активным участием культурно - просветительской жизни Восточного Казахстана. Великий казахский поэт оставил богатое педагогическое наследие. Во многих его стихотворениях и «Назиданиях» содержатся глубоко содержательные педагогические мысли относительно образования и воспитания казахской молодежи, мысли, созвучные с благородными идеями прогрессивной педагогики. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, новыми различными ремеслами, советовал трудиться честно на благо общества. Например, «Двадцать пятое слово «Назиданий» Абай посвятил раскрытию решающей роли русского образования для прогресса казахского народа. Он говорил своему народу: «Главное научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство – все это у русских». Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой. Однако, они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики: «Взаимосвязь между трудовым нравственным, умственным, эстетическим воспитанием, признание ведущей роли воспитания в формировании личности, труд как один из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая, и тому, что он был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока. Постижение его педагогических взглядов невозможно без изучения национальных истоков его творчества. Без понимания того, что он впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа в его народной педагогике и народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национально и интернационально не противопоставляется, а выступает в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. Известно, что Абай не был человеком, полностью свободным от религиозных взглядов. Но когда вопрос вставал, – наука или религия – он без колебания занимал сторону науки. Он смело выступал против тех казахов, которые не отдавали своих детей в школу, настойчиво советовал обучать детей русскому языку. «Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его, сделаешь тем благо и ему и своему народу». Абай не был профессиональным педагогом. Однако, ценность его высказываний именно в этом плане несомненна для нас. Откуда же Абай черпал всю эту мудрость. Он сам учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворенный знаниями. Так, Абай пишет, что дети тянутся к учебе, знания у них формируются постепенно, когда они осознают пользу учебы. Человек может овладеть наукой только тогда, когда он стремиться к этому сам, если на это его толкает разум, сознание необходимости знаний. Абай вместе с тем подчеркивал значение школьного обучения казахских детей на родном языке. По мысли Абая, человек должен усвоить основы знания на родном языке и только потом нужно переходить к изучению других языков. В «40-м слове» остро и широко ставил вопрос о всеобщем народном образовании: «Надо создать школу, надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки». Величайшую силу, способствующую всестороннему развитию личности, Абай видел в общественно - производительном труде: «Труд развивает чувство познания. Труд закрепляет в сознании услышанное. Человек приводит знание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным». («Сорок первое слово»). Тунеядство, лень, паразитический образ жизни неизбежно ведут, по мнению, Абая к тому, что человек перестает быть человеком. Абай верил в силу воспитания, возлагал на него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием. В его творчестве важное место занимают вопросы нравственного воспитания. Поэта - мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требует законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта обеспокоенная мысль переходит из стихотворения в стихотворение. По мнению поэта наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность. В частности он говорит: «Чтоб человеком ты был, Ты пятерых побори, и пятерых избери… Разум и доброта, упорство, скромность и труд, Доверься – не пропадут». Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого человека, живущего интересами, мыслями родного народа. В вопросах нравственного воспитания Абай опережал свое время на целую эпоху. Настойчивая пропаганда трудового воспитания – один из сильнейших сторон педагогических взглядов Абая и его мировоззрения как просветителя-демократа. Абай вел активную борьбу за превращение интернатов в один из важных очагов распространения в Казахстане культуры. В стихотворении «В интернате учатся» (1886 г.) он подверг резкой критике утилитарное направление содержание всего учебного курса. Великий поэт видел главную задачу интернатов в том, чтобы они давали казахской молодежи прочное и всестороннее образование. Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания. Из богатого наследия поэта и просветителя для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее, и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного, нравственного, трудового, семейного воспитания молодого поколения. Он упорно стремился утвердить идеал нового человека-деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Призывая молодежь к знаниям, он говорил «Знания человека – это мерило человечества». Лишь знанием жив человек, Лишь знанием движется век! Лишь знание – светоч сердец! Абай – наставник и учитель, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему. Педагогические взгляды Абая были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, но прежде всего глубоким связям с родным народом, народной педагогикой, народной мудростью, которые с такой полнотой и выразительностью воплощены во многих его стихах. В своих произведениях ин разоблачил степных заправил, обличал устаревшие обычаи и нравы, призывая народ овладеть знаниями. Абай Кунанбаев был талантливым композитором. Многие из своих лирических стихов он переложил на музыку для широкого распространения. Абай – общественно - публицистический идеолог нарождающейся новой общественности своей эпохи (Журнал «Абай», 1992, №2). В настоящее время достойно оценено наследие поэта. Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову (по роману «Абай»). Собранные А. Кунанбаевым сочинения, изданные на казахском языке, выходят большими тиражами на многих языках народов СНГ.

Источник: Психолого-педагогический словарь, фрагмент